Двадцать первого марта американский президент Дональд Трамп написал в Twitter о том, что «настало время для США в полной мере признать израильский суверенитет над Голанскими высотами».
В тот же день The Wall Street Journal проанализировала заявления Трампа. В статье шла речь о том, что американские переговорщики десятилетиями рассматривали Голанские высоты как территорию, которую Израиль вернет Сирии в рамках широкого мирного договора. Но в Сирии с 2011 года идет гражданская война, и этот сценарий становится все менее вероятным. Если бы Израиль не контролировал Голанские высоты, то там могла бы закрепиться какая-нибудь террористическая группировка, например «Исламское государство». Это решение также является своеобразным посланием России, которая поддерживает сирийского президента Башара Асада: США признают, что «гражданская война изменила сирийскую реальность, и возвращение к границам до 1967 года уже невозможно».
Статья вызвала споры среди подписчиков издания. В конце марта The Wall Street Journal опубликовала несколько писем читателей, которые вступили в дискуссию. В одном из них Джозеф Лоури пишет, что «оказывая поддержку Израилю, и президент Трамп, и газета The Wall Street Journal поддерживают идею о том, что захватчик может сохранить захваченное». И то, что в Сирии продолжается гражданская война, «не дает Израилю право воровать территории у соседа».
Лоури проводит параллели с оккупацией украинского Крыма Россией в 2014 году и конфликтом на Донбассе, а также с захватом Китаем небольших островов в Южно-Китайском море. «Одобрение захвата Израилем территорий подкрепляет утверждения России о том, что украинские территории, захваченные российскими «сепаратистами», теперь принадлежат России, как и Крым», — пишет он.
После этого полемика развернулась не только вокруг статьи WSJ, но и по поводу позиции Лоури. Восьмого апреля издание опубликовало новые письма читателей. Мартин Липсон пишет, что проводить параллели между захватом Голанских высот Израилем и аннексией Россией Крыма — «все равно что сравнивать яблоки с апельсинами». Ведь Израиль занял Голаны «в результате агрессивной войны на уничтожение, начатой против него Сирией и ее арабскими союзниками». А Россия оккупировала Крым, «исходя из своих государственных интересов, а не из-за агрессивной войны против нее».
Девятого апреля эта дискуссия продолжилась уже на государственном уровне. Выступая на слушаниях в Сенате госсекретарь США Майкл Помпео заявил о том, что невозможно сравнивать признание суверенитета Израиля над Голанскими высотами с аннексией Крыма Россией. По его словам, Израиль захватил Голаны, защищаясь от нападения Сирии, но «Россия не оборонялась, а выбрала момент, чтобы захватить территорию у народа, который не представлял для нее никакой угрозы».