Семинар «Робоэтика: люди, машины и здоровье», состоявшийся в Ватикане, организовала Папская академия жизни. Ее основал понтифик Иоанн Павел II 25 лет назад — в 1994 году. Она состоит из 70 членов, которых назначает Папа. Поводом для создания академии стал прорыв в биомедицине, в частности достижения в области редактирования генома человека. Главная ее задача — выработать позицию церкви в отношении передовых исследований в различных областях науки, проблем экологии, эвтаназии и абортов. Академия также занималась проблемой сексуальных скандалов в католической церкви.
Теперь же в Ватикане озаботились будущим робототехники. Для этого на семинар пригласили ученых, специалистов по этике и теологов со всего мира, пишет BBC.
Открывая мероприятие, Папа Франциск представил «письмо к человечеству». Он подчеркнул, что нужно изучать новые достижения в области коммуникации, робототехники, а также нано- и биотехнологии. При этом понтифик отметил, что разработчики должны задумываться и о возможных последствиях для общества. «Существует безотлагательная необходимость понять эти эпохальные изменения и новые рубежи, чтобы определить, как поставить их на службу человечеству, уважая и поощряя достоинство каждого», — сказал папа Франциск.
Во время семинара много споров вызвало выступление японского профессора Хироси Игусиро из университета Осаки, который создает роботов, внешне похожих на человека. Он считает, что одна из главных задач технического прогресса — создать для человека новое тело из более устойчивых материалов. Это поможет человечеству пережить возможную глобальную катастрофу на Земле или в Солнечной системе. «Нашей конечной целью человеческой эволюции является бессмертие, которого можно достичь, заменив плоть и кости неорганическим материалом», — сказал он.
Президент Папской академии жизни, архиепископ Винченцо Палья назвал концепцию Игусиро «страшным сном». Он говорит, что это противоречит постулату церкви о том, что «тело и душу разделить невозможно». А главный риск научно-технического прогресса, по мнению архиепископа, заключается в том, «что мы забываем, что мы существа, а не создатели».
Еще один дискуссионный вопрос, который обсуждался на этом семинаре, — должны ли роботы обладать такими же основными правами, как и люди. Доклад на эту тему в прошлом году опубликовала Европейская группа по этике в науке и новых технологиях. На семинаре в Ватикане выступал председатель этой группы, профессор этики и теории медицины Кельнского университета Кристиан Вупен. Его главные тезисы: роботы или искусственный интеллект не должны иметь свои собственные права, это прерогатива исключительно людей, а роботы — всего лишь «технический артефакт», поэтому «мы не можем предоставить им те свободы, которые есть у нас».
Это совпадает с позицией церкви, которая призывает рассматривать роботов как «бытовую технику, упрощающую нашу жизнь».
Но профессор Игусиро уверен: чем больше роботы проникают в нашу жизнь, тем больше прав мы захотим им дать. Как аналогию он приводит примеры, когда в ряде стран признают фундаментальные права некоторых животных. «Когда робот станет для нас партнером, компаньоном или другом, мы, конечно же, захотим его защитить», — считает он.
В следующем году на заседании Папской академии будут обсуждать искусственный интеллект. Недавно Ватикан совместно с Microsoft учредил международную премию за лучшую докторскую диссертацию 2019 года на тему «Искусственный интеллект на службе человеческой жизни». Католическая церковь говорит, что технические исследования важны, поскольку это «Божий дар». Но призывает правительства подключаться к решению этических проблем, связанных с искусственным интеллектом.