Двадцать лет назад закончилось «Шоу долгоносиков». Мы побывали в гостях у бутафора, который создавал для него носы

Автор:
Тереза Лащук
Дата:
Двадцать лет назад закончилось «Шоу долгоносиков». Мы побывали в гостях у бутафора, который создавал для него носы

Михаил Мельниченко / «Бабель»

С 1996 по 1999 год «Шоу долгоносиков» демонстрировали сразу на четырех украинских телеканалах: «УТ-2», «1+1», «Интер» и «СТБ». Актеры говорили на суржике, попадали в абсурдные ситуации и носили бутафорские носы разных форм. Эти носы, как и некоторые другие декорации для съемок, мастерил бутафор Вадим Тупчий. Он живет в Киеве и продолжает делать забавные куклы, маски и декорации. Некоторые из них хранятся в его однокомнатной квартире, из-за чего она похожа на музей удивительных вещей. theБабель наведался к нему в гости.

Вадим Тупчий — коренной киевлянин. Ему 59 лет. Вадим по образованию актер, но чем только не занимался: когда ему было 18 лет, работал монтажником декораций в Театре драмы и комедии, в 21 год устроился на работу на завод духовых музыкальных инструментов, а в 25 вместе с будущим «долгоносиком», актером Виктором Андриенко играл в театре «Шарж». Они с Андриенко до сих пор дружат.

Михаил Мельниченко / «Бабель»

В 1996 году режиссер «Долгоносиков» Виктор Приходько искал человека, который бы смастерил для шоу носы. Ему посоветовали обратиться к Тупчию, который делал декорации для фильмов. Тупчий налепил довгоносикам сотни латексных носов — только для Андриенко было сделано 20 штук разной формы. Формочки, из которых лепили носы, до сих пор хранятся в мастерской. «Мы изначально считали, что этот юмор для детей и высоколобых интеллектуалов. Со временем оказалось, что студенты и энергичные предприниматели — тоже наша аудитория. Часто случалось так, что сценарий мы получали непосредственно в день съемок, уже в павильоне. Поэтому приходилось импровизировать, художники мгновенно строили декорации из мятой бумаги, я делал реквизит (например, кинокамеру) из разного хлама и картонных коробок. Художники по костюмам и гриму — это тоже корпус быстрого реагирования. Создавали новых персонажей за считанные минуты».

Михаил Мельниченко / «Бабель»

В квартире на Русановке Вадим Тупчий работает около 19 лет. За это время здесь накопилось множество баночек, масок, музыкальных инструментов и различного хлама. Например, из высушенных грейпфрутовых шкурок, которые пылятся на кухонной полке рядом с десятками коробок и книг, Тупчий планирует сделать колобков. «Здесь глаз, здесь глаз, вот и все», — показывает он, вертя кожуру в руках.

Михаил Мельниченко / «Бабель»

Михаил Мельниченко / «Бабель»

В комнате стоит маленькая одноместная кровать: когда много работы, Тупчий ночует в мастерской. На стене возле кровати висит коллекция музыкальных инструментов: две гитары, две скрипки без струн, тар. Это не просто украшения. Тупчий — музыкант, в 1981 году он вместе со своей женой и еще одной парой создал квартет «Шляпа», который просуществовал шесть лет. Тупчий играл на гитаре, губной гармошке и контрабасе. Музыканты создавали инструменты из подручных средств, например, консервных банок.

Михаил Мельниченко / «Бабель»

Еще Тупчий собирает коллекцию трубок. Всего их штук 50, среди них есть «утренние», а есть «вечерние». Тупчий входит в клуб «трубкокуров», посещает четверговые собрания, принимал участие в их соревновании, где выигрывает тот, кто сможет дольше прокурить трубку.

Михаил Мельниченко / «Бабель»

С потолка в коридоре свисает голова змеи, которая прикручена к плети в форме ее хвоста. Это реквизит для циркового номера. К полке в комнате подвешен зеленый цветок со щупальцами. Это, объясняет Тупчий, реквизит для рекламы. Какой именно — уже и сам не помнит.

Михаил Мельниченко / «Бабель»

Михаил Мельниченко / «Бабель»

Под потолком ряд глиняных масок и лицо одноглазого чудовища. Оказывается, это инопланетянин, которого Тупчий конструировал для социальной рекламы в 2009 году.

Михаил Мельниченко / «Бабель»

В квартире хранятся далеко не все работы бутафора. Большинство он отдал, выбросил и продал. Упоминание о них осталось в фотоальбомах. Тупчий показывает один из них. На снимке — макет разрушенного четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС, который Тупчий мастерил в 2004 году. Сейчас он хранится в Припяти и к нему возят туристов.

Михаил Мельниченко / «Бабель»

Сегодня, говорит Вадим Тупчий, формат телевидения изменился, и его услуги там уже не нужны. Вместо этого он продолжает делать декорации и бутафорию для театров и цирков и называет себя «свободным бутафором из города Киева».