Главная и «священная» задача академиков, которой они занимаются с XVII века, — это обновление норм французского языка с учетом последних изменений в обществе. Однако члены академии уже давно не поспевают за современными тенденциями. Яркий пример: только на прошлой неделе академики утвердили использование феминитивов в названиях профессий, хотя эта языковая норма уже годами практикуется во Франции.
Еще одна из главных проблем академии — обновление ее состава. Это своего рода элитный клуб, куда не так просто попасть. Большинство известных французских писателей так и не смогли стать членами академии. Оноре де Бальзаку отказали, Полю Верлену не хватило голосов для избрания. Эмиль Золя десятки раз подавал заявку, но его так и не приняли. Эта тенденция сохраняется до сих пор. В академию не приняли ни одного из двух ныне живущих французских лауреатов Нобелевской премии по литературе — ни Патрика Модиано, ни Жана-Мари Густава Ле Клезио. Такая же история и с одним из наиболее читаемых в мире французских писателей — Мишелем Уэльбеком.
Такая закрытость привела к тому, что с декабря 2016 года в академии остается четыре вакантных места. За это время вакансии пытались занять трижды, последний раз — в январе 2019-го. Но каждый раз претендентам не хватало голосов. В академии до сих пор сохраняется консервативная процедура, когда об открытой вакансии объявляют только через год после смерти кого-либо из ее членов. А новый член после избрания большинством голосов ждет еще около года, чтобы официально вступить в должность. Помпезная церемония посвящения проходит в Институте Франции. Все члены академии носят сшитые на заказ зеленые мундиры, у каждого есть церемониальная шпага. Стоит эта «экипировка» около двухсот тысяч долларов.
По словам некоторых членов академии, эта тупиковая ситуация отражает современную Францию, которая остановилась на перепутье «между гордой и неподвластной времени страной и Францией, пытающаяся адаптироваться к XXI веку с его глобализацией и социальными потрясениями, о которых свидетельствуют недавние протесты «желтых жилетов». Другие же академики отказываются признавать глубокий кризис института. Они называют творчество современных писателей «идиотизмом» и говорят, что защищают Францию от «безмозглого глобиша» и «смертоносного снобизма англо-американцев». А еще жалуются, что «буржуазия умирает», потому что «для членов академии перестали устраивать званые обеды».