Шахтерские протесты 1990-х
Всеобщая забастовка горняков Донбасса 1 марта 1991 года вызвала новую волну протестов после первых массовых шахтерских стачек летом 1989 года на Кузбассе и в Украине. Причинами стали тотальный дефицит продуктов и товаров первой необходимости в шахтерских регионах и, в целом, упадок угледобывающей отрасли в последние годы существования СССР.
Во время первых забастовок 1989-го шахтеры выдвигали в основном экономические и социальные требования. А главным достижением стало подписание закона об «Экономической самостоятельности Украинской ССР». К 1991 году уже доминируют политические требования: отставка президента СССР Михаила Горбачева, роспуск Съезда народных депутатов СССР и конституционное оформление Декларации о государственном суверенитете Украины. Акцию протеста поддержали горняки Львовской и Волынской областей. На Донбасс приезжают лидеры Народного Руха Украины и организовывают совместные митинги. А в апреле 1991-го горняки митингуют уже на Крещатике в Киеве. В итоге массовые шахтерские протесты стали одним из толчков к распаду СССР в конце декабря 1991-го.
Массовые шахтерские протесты продолжились и в ставшей независимой Украине. Забастовка летом 1993 года была самой масштабной в ее истории. А политические требования горняков сыграли свою роль в проведении досрочных выборов парламента и президента в 1994 году. На волне шахтерских протестов тогдашний директор донецкой шахты имени Засядько Ефим Звягильский в течение четырех дней стал первым вице-премьером, а затем и исполняющим обязанности премьер-министра Украины.
Стачки продолжались и в последующие года. Но они уже не были такими массовыми, и главным требованием шахтеров стала выплата долгов по зарплате. А летом 1998 года власть впервые решилась применить силу против бастующих: 24 августа под зданием Луганской обладминистрации «Беркут» с дубинками и слезоточивым газом попытался разогнать пикет шахтеров. В стычке пострадали 22 горняка и 15 силовиков. Но многомесячные долги по зарплате выплатили только после самосожжения горняка краснодонской шахты имени Баракова Александра Михалевича 14 декабря 1998 года.
Карьера лидеров шахтерских протестов
Несмотря на успехи шахтерского движения конца 80-х — начала 90-х, главную выгоду получили руководители предприятий, а не сами шахтеры. А из тогдашних лидеров протестов карьеру смогли построить лишь единицы.
Михаил Волынец стоял у истоков организации независимых профсоюзов украинских горняков в конце 80-х. Сегодня он возглавляет Конфедерацию свободных профсоюзов и Независимый профсоюз горняков Украины. Он до сих пор участвует в акциях протестов шахтеров. Одна из самых масштабных состоялась в апреле 2015 года в правительственном квартале Киева: горняки требовали выплатить долги по зарплате и отправить в отставку министра угольной промышленности Владимира Демчишина.
Волынец также был народным депутатом Украины от «Блока Юлии Тимошенко» в 2002—2012 годах и заместителем председателя Комитета Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.
Неплохую политическую карьеру, в отличие от многих лидеров шахтерских протестов конца 80-х — начала 90-х, построил тогдашний член донецкого стачкома Юрий Болдырев. О методах, которыми он увеличивал число участников забастовки в марте 91-го, вспоминает один из активистов шахтерского движения: «Звонит, например, Болдырев из Донецка, кричит: “Что ты, шалава, там делаешь? Почему у тебя ни одна шахта не бастует? А у меня семь!”».
Уже в 1993 году Болдырев стал заместителем председателя исполкома Донецкого горсовета, в 1994-м — депутатом Верховной Рады. В 2006-м он снова вернулся в парламент, уже в составе «Партии регионов». А после победы Виктора Януковича на президентских выборах в 2010 году Болдырев публично предложил отделить от Украины Галичину, закончив свою речь цитатой из собственного стиха: «Галиция — нарост на теле Украины». Он также предлагал ввести в Украине монархию. В 2011 году Генпрокуратура и СБУ отказались возбуждать против Болдырева уголовное дело за его высказывания. Его депутатские полномочия закончились в 2012 году, но Болдырев до сих пор живет в Киеве. В 2016-м его имя упоминалось в журналистском расследовании о незаконных застройках под Киевом.
Чтобы мы могли рассказывать вам об истории протестных движений в Украине, поддержите нас донатом.