До выборов президента США осталось еще полтора года, но Дональд Трамп уже провел первое ралли своей избирательной кампании. Сделал он это в штате Техас, в Эль-Пасо — городе, который вплотную примыкает к мексиканскому городу Сьюдад-Хуарес и отделен от него стеной. На обещаниях возвести стену, судя по всему, Дональд Трамп и будет строить кампанию второго срока. Пока он собирает десятки тысяч людей на стадионах и выторговывает у Конгресса деньги на строительство, оппоненты Трампа готовятся преследовать его юридическими методами.
По американским законам, действующему президенту нельзя предъявить обвинение по уголовной статье. Поэтому сторонники Демократической партии США рассчитывают на два варианта развития событий: Трамп проиграет выборы, или специальный прокурор Роберт Мюллер докажет, что он действовал в интересах России.
Специальный прокурор Мюллер расследует дело о «сговоре» (collusion) членов избирательного штаба Трампа и российских властей уже почти два года. Без сомнений, это один из самых захватывающих сюжетов в новейшей политической истории Америки. В него вовлечены десятки высокопоставленных чиновников ФБР и министерства юстиции, дипломаты, бывшие и действующие сотрудники спецслужб трех стран (США, России и Великобритании), юристы, хакеры и политтехнологи. На волне, которую неизбежно поднимет итоговый доклад Роберта Мюллера, демократы рассчитывают объявить Дональду Трампу импичмент.
Проблема (для демократов) заключается в том, что с высокой вероятностью в докладе Мюллера не будет прямых и явных доказательств того, что Дональд Трамп действовал в интересах России. Об этом говорят и анализ расследования Мюллера, и новости из сенатского комитета по вопросам разведки: комитет ведет свое, параллельное, расследование и не обнаружил доказательств сговора.
Остается второй сценарий развития событий, в котором Дональд Трамп проигрывает выборы. Если он не сможет избраться на второй срок, ему, скорее всего, предъявит обвинение прокурор Южного округа Нью-Йорка. Обвинят Трампа (вероятно) в том, что в 2016 году он нарушил законодательство по финансированию избирательных кампаний.
Первая избирательная кампания Дональда Трампа, его манера общения с оппонентами и подчиненными, его твердолобость в вопросах внешней политики (хорошо описанная в книге «Страх» журналиста Боба Вудворда) и особенно его твиттер — все это за несколько лет поляризовало Америку. Настроения той части американского общества, которая голосует за демократов, и прессы, которая сочувствует Демпартии, недавно выразила телеведущая Джои Бехар: «Мы отчаянно хотим лишить Трампа его кресла». О том, какого накала достиг антитрампизм, можно судить по тому, как безжалостно месяц назад медиа травили учеников католической школы из штата Кентукки, которые оказались в Вашингтоне. Прегрешение подростков заключалось в том, что они надели «трамповские» кепки.
Избиратели и медиа желают лишить Трампа его кресла настолько отчаянно, что в креслах губернаторов и в обеих палатах парламента неизбежно появятся его антиподы — политики, настроенные столь же радикально, но с противоположными взглядами. Один такой политик уже обнаружился в Палате представителей — это Александрия Окасио-Кортес (АОК), избравшаяся от одного из округов Нью-Йорка.
Александрии Окасио-Кортес исполнилось 29 лет. На пост президента она не сможет претендовать, пока ей не исполнится тридцать пять. При этом Окасио-Кортес выглядит как идеальный кандидат от Демпартии. Она исповедует социалистические («прогрессивные») взгляды, у нее пуэрто-риканские корни, она выросла в Бронксе, одном из самых неблагополучных районов Нью-Йорка. По всем необходимым параметрам она является полной противоположностью богатого белого немолодого мужчины-консерватора, которого «прогрессивная» часть Америки считает корнем всех зол. Одного такого соперника АОК уже победила на выборах в своем округе — 56-летнего конгрессмена, который до этого избирался двадцать лет подряд.
Оказавшись в нижней палате парламента, Александрия Окасио-Кортес дала несколько ключевых интервью. В ее экономической программе значатся «право на труд», «право на жилье» и «право на медицинскую помощь»; тех, кто зарабатывает больше нескольких десятков миллионов долларов, она предлагает обложить налогом по эффективной ставке в 72 процента. Систему, порождающую миллиардеров (то есть капитализм), Окасио-Кортес назвала аморальной. Она призвала также реформировать избирательную систему США — таким образом, чтобы в Конгресс не могли попасть лоббисты больших корпораций. Видео, где она клеймит наймитов капитала, набрало почти 40 миллионов просмотров — это рекорд для политического видео в твиттере.
Далее Окасио-Кортес предложила Конгрессу рассмотреть «Новый зеленый курс», названный так по аналогии с «Новым курсом» Франклина Рузвельта. Его сразу же поддержали четыре нынешних «демократических» кандидата в президенты и один бывший — Берни Сандерс.
Курс предполагает, что за десять лет вся американская экономика должна перейти на возобновляемую энергию и свести выбросы парниковых газов к нулю. Кроме того, АОК предлагает гарантировать каждому жителю США работу, образование, зарплату, пенсию и медицинское обслуживание — то есть построить коммунизм.
Сторонники АОК выискивают в этой программе рациональное зерно. Сатирики замечают, что курс, который предлагает АОК, — это «не план, не программа и не манифест, а письмо Санте со списком пожеланий», и что мечтать никому не запрещено, но «Большой Лебовски никогда не воображал, что он Ленин». Наконец, консервативные обозреватели говорят, что курс невозможно реализовать ни политически, ни технологически, а поддерживающие его демократы идут на отчаянные шаги и обманывают своих избирателей.
Рейтинг Дональда Трампа понемногу растет. Чем больше он будет расти, тем отчаяннее будут действовать демократы.