В прошлом году в Испании на берег выкинуло тушу кашалота. В ней было 29 килограмм пластика: пакеты, канистры и прочий мусор.
Еще один пример: птенец альбатроса, которого нашли на атолле Мидуэй. В его желудке была куча пластикового мусора — им птенца кормили родители, принимая пластик за еду. Черепахи, рыбы, дельфины и другие обитатели морей и океанов становятся жертвами пластиковых отходов. Животные едят пластик, путаются в нем и погибают. И хоть пластик — всего лишь один из продуктов загрязнения, его проблема в том, что он долговечен и плохо разлагается.
Мусор, как правило, скапливается там, где сходятся течения и нет сильного ветра. Самый крупное такое скопление — Большое тихоокеанское мусорное пятно (GPGP). Оно покрывает 1,6 миллиона квадратных километров — вдвое больше, чем площадь Украины. Однако пятно состоит не только из пластика. Половина — это рыбацкие сети, а еще 20% — то, что было смыто во время Японского цунами в 2011 году.
Основной источник пластиковых отходов — развивающиеся страны. Например, 93% всего пластика попадает в океаны из 10 рек: восемь из них в Азии и две в Африке. На Западе и в странах с развитой экономикой значительная часть отходов перерабатывается или уничтожается.
Еще одна проблема — это микропластик: остатки шин, одежды, катышки, остающиеся после стирки, каучук и многое другое. Западные страны более обеспечены: у них больше машин, больше одежды — значит, они чаще используют стиральные машины. Потому и больше загрязняют океаны микропластиком.
Уничтожить или переработать 100% пластиковых отходов пока невозможно. Но можно перераспределить ресурсы и бороться с теми источниками пластика, которые наносят наибольший вред. Например, река Янцзы загрязняет океан больше, чем все остальные реки вместе взятые.
Конечно, это не значит, что не нужно сокращать использование пластика или убирать за собой бутылки в парке. Но все это вряд ли поможет решить глобальную проблему. Акции и призывы отказаться от пакетов в магазине или не брать соломинку для коктейля — не очень эффективны. Они создают видимость борьбы, но почти не влияют на ситуацию в целом. Потому что основная и главная проблема — это микропластик. И тут нужна не инициатива потребителя, а решения на государственном уровне.