Кого поддерживают военные
Роль армии в жизни Венесуэлы выросла при предыдущем президенте Уго Чавесе. Нынешний руководитель Николас Мадуро еще больше усилил влияние военных на политику и экономику страны. Около трети министров — действующие или бывшие военные. Под контролем военной верхушки находятся государственная нефтяная компания PDVSA, порты, контракты на строительство и даже система распределения продуктов, лекарств и товаров первой необходимости. «Мадуро способствовал чрезмерной зависимости от вооруженных сил и их руководителя. Он потерял поддержку политиков и гражданского общества и решил обратиться к армии за необходимой ему для сохранения своих позиций поддержкой», — говорит бывший военный Кливер Алькалья, который выступает против режима Мадуро.
После того как глава парламента Венесуэлы Хуан Гуайдо 23 января объявил себя временным президентом страны, его сторонники разнесли по всем казармам Нацгвардии в Каракасе копию закона об амнистии для каждого военного, который перейдет на сторону оппозиции. Однако большинство из руководства армии, в том числе и министр обороны, все еще остаются на стороне Мадуро. «Было бы неожиданностью, если бы военные лидеры выступили против авторитарного режима. Их интересы, в первую очередь экономические, полностью совпадают с интересами Мадуро», — считает историк Томас Страка из Католического университета в Каракасе.
В низших звеньях армии настроения могут быть иными. Рядовым солдатам, в отличие от руководства, приходится сталкиваться с гиперинфляцией и дефицитом бензина, продуктов, лекарств, питьевой воды. В последние месяцы участились случаи дезертирства. А некоторые рядовые военные уже открыто поддержали протестующих.
Мадуро поставил на поддержку армии и пытается пополнить ее ряды: объявил призыв двух миллионов добровольцев из гражданского населения. Но недовольство нарастает уже и в верхушке командования. Один из генералов воздушных сил Венесуэлы Франсиско Родригес открыто признал Гуайдо исполняющим обязанности президента. Позже ему пришлось покинуть страну, а в рядах ВВС его официально назвали предателем.
Экономические санкции
На предыдущей неделе США резко усилили экономическое давление на режим Мадуро. Белый дом 28 января ввел новые санкции против венесуэльской нефтяной компании PDVSA. Ее активы на территории США заморожены, а американским компаниям запрещено с ней торговать. По приблизительным подсчетам, это грозит Венесуэле убытками свыше 10 миллиардов долларов.
Американские чиновники тоже пытаются лишить Мадуро возможности распоряжаться золотым запасом Венесуэлы. По информации издания Bloomberg, благодаря американскому лобби Банк Англии отказался выдать Мадуро золото на сумму 1,2 миллиарда долларов, которое правительство Венесуэлы хранило в Лондоне. А Центральный банк Венесуэлы приостановил запланированную продажу 20 тонн золота за границу из-за «повышенного внимания к транзакции со стороны международного сообщества».
По данным «Новой газеты», поддерживающие Мадуро российские власти помогали ему вывозить венесуэльское золото за рубеж на самолетах. Но в Кремле это отрицают.
США предоставили лидеру оппозиции Гуайдо возможность пользоваться имуществом и активами Венесуэлы в американских банках. Внешние резервы Венесуэлы составляют около 8 миллиардов долларов. И сейчас именно они играют ключевую роль в борьбе за контроль над финансами страны между Мадуро и Гуайдо. «Настоящей проблемой для Мадуро является потеря возможности раздавать деньги. Чем больше Гуайдо будет контролировать экономику, тем труднее Мадуро будет удержать ключевых союзников, в первую очередь военных, на своей стороне», — пишет Bloomberg.
Международная поддержка Гуайдо и давление на Мадуро
За почти две недели с момента объявления Гуайдо себя временным президентом Венесуэлы выросла его поддержка и на международной арене. В США, которые первыми признали легитимность Гуайдо, уже допускают военное вмешательство в ситуацию в Венесуэле. «Это, определенно, один из вариантов», — сказал президент США Дональд Трамп в интервью 3 февраля.
Одной из первых о поддержке Гуайдо заявила Канада, а следом за ней и большинство стран Латинской Америки. Позже к ним присоединились Израиль и Австралия. Украина тоже поддержала лидера венесуэльской оппозиции, о чем сообщил глава украинского министерства иностранных дел Павел Климкин.
Вечером 3 февраля истек срок ультиматума ряда стран Евросоюза с требованием к действующему главе Венесуэлы Николасу Мадуро провести досрочные президентские выборы. Мадуро отказался выполнять эти требования и вместо этого предложил досрочные выборы парламента. Утром 4 февраля Испания официально признала Гуайдо временным президентом Венесуэлы. После чего о признании Гуайдо заявили Великобритания, Швеция, Австрия, Франция, Германия, Португалия и другие европейские страны. На данный момент с подобным заявлением выступили уже больше десяти государств ЕС.
Как разделились страны из-за ситуации в Венесуэле
Поддержали лидера оппозиции Гуайдо: Канада, США; Аргентина, Бразилия, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Панама, Парагвай, Перу, Чили, Эквадор; Австралия, Израиль; Австрия, Албания, Великобритания, Германия, Грузия, Дания, Испания, Латвия, Литва, Нидерланды, Португалия, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.
Поддержали действующего президента Мадуро: Беларусь, Боливия, Иран, Китай, Куба, Никарагуа, Россия, Сальвадор, Северная Корея, Сирия, Турция.
Поддерживают нейтралитет и призывают к переговорам: Мексика, Уругвай.
Но в Евросоюзе нет единства по этому вопросу — страны-члены выступают каждая по отдельности. По данным Reuters, совместное заявление Евросоюза о признании лидера оппозиции Хуана Гуайдо легитимным президентом Венесуэлы заблокировала Италия. При этом партии итальянской коалиции заняли противоположные позиции по венесуэльскому вопросу.
Главными союзниками Мадуро остаются Россия, Китай и Турция. По данным расследователей InSight Crime, в Венесуэлу для защиты Мадуро и его окружения прибыли около 100 российских наемников из «Частной военной компании Вагнера». Китай же действует более осторожно и прагматично, волнуясь больше о своих инвестициях в Венесуэлу, чем о сохранении режима Мадуро, пишет The Wall Street Journal. При этом Пекин налаживает контакты с разными силами, включая и оппозицию.
Лидер оппозиции Хуан Гуайдо выступил на митинге 2 февраля и заявил, что февраль станет решающим месяцем, чтобы лишить Мадуро власти, поскольку все больше военных переходят на его сторону. В ответ Мадуро проводит масштабные военные учения, призывает записываться в «народное ополчение» и заявляет о возможности гражданской войны в стране.
Эксперты рассматривают несколько вариантов дальнейшего развития событий. Первый — венесуэльцы поддержат Мадуро и будут надеяться, что ситуация улучшится; второй — власть в стране на неопределенный срок захватят военные; третий — стороны договорятся о демократической передаче власти и проведут честные выборы; четвертый — Венесуэлу охватит гражданская война, а позже возможна иностранная интервенция.