В деле спортсмена Александра Белобокова есть две версии событий. Первая — официальная; ее придерживается Министерство обороны, координаторы украинской сборной «Игр непокоренных» (StratCom Ukraine) и сам Александр Белобоков. Вторая — версия группы мариупольских ветеранов и спортсменов, которые инициировали расследование этого дела.
Вот как звучит официальная версия. Командир разведывательной группы Главного управления разведки (ГУР) Сергей Ахбаш завербовал Александра Белобокова весной 2014 года, в разгар боевых действий. Белобокова готовили на конспиративной квартире в Мариуполе. 25 мая 2014 года Белобоков пошел с группой на задание: он «устанавливал заграждения на танкоопасном направлении» возле поселка Новоазовск, расположенного в сорока километрах к востоку от Мариуполя. Там Белобоков получил «минно-осколочное ранение обеих рук, ноги и живота».
Белобокова по морю эвакуировал другой член разведывательной группы — Валерий Буек. Поскольку Мариуполь в то время контролировали сепаратисты, его доставили в район поселка Ялта, который находится в тридцати километрах к югу от Мариуполя, и отдали жене — Татьяне Белобоковой. Татьяна повезла Александра в Городскую больницу N9, где его прооперировал врач-травматолог. Для прикрытия Белобокову придумали легенду о том, что травму он получил на отдыхе.
Есть всего два человека, которые подтверждают эту версию: Сергей Ахбаш и Валерий Буек. У нас в распоряжении оказались их письменные пояснения. Они прикреплены к делу, которое расследует Национальная полиция. Все, кто придерживаются официальной версии, в итоге ссылаются на их свидетельства.
Валерий Буек живет в Мариуполе и владеет компанией «Спецремтехника», зарегистрированной в том же здании, что и фирма Сергея Ахбаша. Валерий Буек подтвердил theБабелю, что его дата рождения совпадает с датой, которая указана в письменном пояснении, но отказался что-либо подтверждать или опровергать.
Вот как звучит версия инициативной группы, которая занимается делом Белобокова. 25 мая 2014 года Александр Белобоков с женой и ребенком отдыхал под Мариуполем на пляже «Песчанка». Он пошел купаться, рядом с ним шел катер, который тянул за собой мотопараплан. Белобоков травмировал предплечья винтом мотопараплана.
То, как это происходило, видела жительница Мариуполя Евгения Кацаран, которая была на пляже в тот день. Евгения отдыхала вместе со своим бойфрендом, по ее словам, близко дружившим с Белобоковым. Первую помощь Белобокову помогала оказывать Александра Тищенко (по просьбе theБабеля она записала свои воспоминания на видео).
С пляжа Александра Белобокова отвезли в Городскую больницу N9, где его прооперировал врач-травматолог. В архиве больницы осталась его история болезни, с описанием рентгеновских снимков. theБабель попросил проанализировать ее травматолога-ортопеда, который имел дело с боевыми травмами: в истории болезни описана не минно-осколочная травма, а обычная — спутать их невозможно.
Описание произошедшего на пляже осталось и в базе данных полиции «Армор».
В марте 2018 начался отбор в украинскую сборную «Игр непокоренных». По правилам «Игр», участвовать в них может только ветеран войны, получивший ранение в зоне боевых действий при исполнении служебных обязанностей.
Чтобы пройти отбор, Александр Белобоков предоставил справку из штаба добровольческого батальона «Аратта» — это 8-й батальон Украинской добровольческой армии. В справке указано, что он «проходил военную службу»; его назвали старшим лейтенантом и упомянули «минно-осколочное» ранение. Чуть позже Белобокову выдали еще одну справку, на этот раз из штаба УДА.
- Ранение Александра Белобокова не является «минно-осколочным» — об этом говорит его история болезни.
- Александр Белобоков не проходил военную службу — еще в 2007 году призывная комиссия признала его непригодным (справка об этом есть в распоряжении theБабеля). Нет о нем информации и в Едином реестре участников АТО.
- В Едином реестре участников АТО отсутствует информация о Сергее Ахбаше как об участнике боевых действий (справка об этом есть в распоряжении theБабеля).
- Пояснения о том, что Александр Белобоков выполнял боевое задание, Сергей Ахбаш и Валерий Буек подписали 22 ноября 2018 года — спустя месяц после того, как закончились «Игры непокоренных».