«Дау» — второй фильм Ильи Хржановского. Сценарий к первому, который назывался «4», написал известный российский драматург Владимир Сорокин, картина получила один из главных призов Роттердамского кинофестиваля, а Хржановского приняли в Европейскую киноакадемию.
Снять фильм о Льве Ландау, одном из самых известных ученых ХХ века, Хржановский решил, прочитав мемуары его вдовы Конкордии Дробанцевой — «Академик Ландау: Как мы жили». Эта книга не только о семье эксцентричного физика, но и о личной жизни друзей пары из советской интеллигенции. Хржановский обещал, что расскажет о Ландау «по принципу «Расемона». Проще говоря, посмотрит на него с разных точек зрения.
Деньги на проект выделили сразу несколько европейских кинокомпаний, российский Минкульт и даже Госкино Украины. В 2008 году, после начала съемок, бюджет оценивали примерно в десять миллионов долларов. Главным спонсором «Дау» негласно называют российского бизнесмена Сергея Адоньева, состояние которого оценивают в 700 миллионов долларов. Благодаря его поддержке Хржановский снимал столько, сколько считал нужным.
Большую часть фильма снимали в Харькове. Там Ландау пять лет работал в Украинском физико-техническом институте. На кастинг пришло больше 50 тысяч людей, из которых режиссер отобрал несколько тысяч статистов. Роль самого Ландау исполнил греческий и российский дирижер Теодор Курентзис, его жены — украинская актриса Радмила Щеголева (в конце 90-х она играла Гелю в «СВ-Шоу» Андрея Данилко).
Чтобы правдоподобно воссоздать советскую атмосферу 30-х, на месте заброшенного бассейна площадью в шесть тысяч квадратных метров Хржановский построил моногород. На этой закрытой территории он создал небольшое авторитарное государство. В деталях.
Фильм планировали снять за 60 дней, но съемки растянулись на четыре года. На этот период участники сдали телефоны, свои вещи и отказались от общения с близкими. Покидать съемки, как и в 30-е выезжать из СССР, было запрещено. На съемочной площадке «Дау» был аналог советского НКВД и даже карцер, куда отправляли за нарушение дисциплины. Ходила советская валюта, которую можно было заработать, и расплатиться ею за товары.
Настоящим ученым, которые тоже снимались в фильме, Хржановский выделял лаборатории и хорошие квартиры. Те, кому достались роли попроще — поваров, охранников, официантов, рабочих, почтальонов, уборщиков, жили в бараках советского образца. На съемочной площадке была прослушка и камеры. Хржановский наблюдал за всеми, а мониторы отключали только, когда герои занимались сексом, но и эти сцены фиксировали камеры.
Драки, насилие и секс в «Дау» тоже настоящие. В одной из сцен главную героиню сначала раздевают, а затем засовывают ей во влагалище бутылку. Другой участник съемок признавался, что его специально напоили, после чего он занялся сексом с девушкой. На утро он почти ничего не помнил, но рассказал, что Хржановский манипулирует людьми на съемочной площадке: у него нет сценария, но есть план, по которому он заставляет действовать других. А на площадке царит постоянное психологическое и сексуальное насилие.
От насилия во время съемок пострадал и американский художник — помощник Марины Абрамович Эндрю Ондрежак. Его избил и изнасиловал известный российский неонацист Максим Марцинкевич с друзьями. Также на съемках Марцинкевич отрезал голову живой свинье. Сейчас Марцинкевич отбывает десятилетний срок в колонии строгого режима за нападения на людей.
Гораздо больше повезло украинским политикам, которые тоже снялись в картине и визуально не пострадали. В прошлом депутаты-регионалы Михаил Добкин и Нестор Шуфрич, экс-депутат Михаил Бродский сыграли разного уровня партийных деятелей. Журналист Дмитрий Гордон — комбрига. В небольшом эпизоде появился даже бывший мэр Киева Леонид Черновецкий.
Дублировали фильм мировые звезды: Моника Беллуччи, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Жерар Депардье и другие. В 2011 году, когда съемки закончились, масштабные декорации взорвали, а на руинах устроили дискотеку.
Сначала фильм планировали показать на Каннском кинофестивале 2011 года, но постпродакшн затянулся. В 2014 году в Канны привезли отрывок из «Дау», из которого зрителю было мало что понятно. Весной 2018 года Хржановский впервые представил пятичасовую версию картины на закрытом показе в киевском кинотеатре «Жовтень».
Мировая премьера должна была пройти в Берлине — в октябре 2018 года. Хржановский планировал заново отстроить часть Берлинской стены на центральном бульваре Унтер-ден-Линден. Он хотел арендовать квартал, обнести его стеной и пропускать зрителей внутрь по платным визам. Но местная власть в последний момент ему отказала, и премьеру пришлось перенести в Париж.
Из 700 часов отснятого материала Хржановский смонтировал 13 полнометражных фильмов, которые покажут с 24 января по 17 февраля. Для этого на территории театра Шатле, театра де ла Вилль и Центра Помпиду выстроили декорации, в которых воссоздали обстановку советских научных лабораторий и квартир того времени. Часть помещений обшили красным бархатом и повесили там портреты советских вождей. Проект позиционируют как путешествие во времени в Советский Союз. Посетителям предложат надеть шлем, в котором с помощью электрических разрядов можно достичь оргазма. Гости смогут поговорить со священниками, имамами и шаманами.
Чтобы попасть на территорию «Дау», придется сдать все электронные приборы, заполнить анкету и заранее купить визу. На шесть часов — 35 евро, на сутки — 75 евро, на три недели — 150 евро. Ко дню открытия, 24 января, подготовить все программы на территории парка не успели. Зрители, которые приехали в Париж на премьеру, в соцсетях эту неготовность называют частью сценария Хржановского. Все действия зрителей на территории «Дау» будут записывать камеры, как любит режиссер.