«Монетизированные льготы» (живые деньги) на коммунальные услуги государство выдает давно, но небольшому количеству семей. Большинство из тех украинцев, кто пользовался льготами, получали их в другой форме: платили за «коммуналку» по урезанному, «социальному» тарифу.
В теории «социальный» тариф работает так. Чтобы областные газовые компании могли поставлять украинцам дешевый газ, «Нафтогаз» продает им его по сниженной цене — дешевле, чем для промышленности. Дефицит «Нафтогаза» при этом покрывается из бюджета, то есть из наших налогов. На практике «социальный» тариф порождает коррупцию: облгазы могут заработать, если покупают дешевый газ «для населения» и продают его промышленникам по рыночной цене.
Поэтому, когда в 2014—2015 годах Международный валютный фонд (МВФ) договаривался с Украиной о программе финансирования на 17,5 миллиарда долларов, одним из первых его требований было уравнять цену для всех — а значит, поднять тарифы для населения. Сделать это правительству помогла уже существующая система субсидий: украинцы оформляли субсидии, а государственный бюджет рассчитывался с поставщиками газа вместо них. Но живых денег поставщики не увидели. Вместо них им списывали старые долги или налоги — это были так называемые «взаимозачеты».
Если раньше коррупцию порождал «социальный» тариф, то теперь к ней приводят «взаимозачеты» между поставщиками газа и бюджетом. Кроме того, на субсидии приходилось тратить все больше денег (в прошлом году — 70 миллиардов гривен, почти вдвое больше, чем на образование). Поэтому, когда МВФ в очередной раз пересматривал программу сотрудничества с Украиной, он потребовал реформировать систему субсидий — отказаться от «взаимозачетов» и выдавать субсидии живыми деньгами (монетизировать льготы), которые граждане потом могли бы отдавать поставщикам. Тогда поставщики смогут вкладывать эти деньги в развитие, а у потребителя будет стимул экономить.
Первый этап нынешней реформы — монетизация расчетов с поставщиками — начался еще в 2018 году. С поставщиками в регионах государство начало рассчитываться живыми деньгами. Уже работает и монетизация льгот для потребителей: несколько сот тысяч украинских семей годами (и без особых проблем) получают деньги и покупают на них сжиженный газ и твердое топливо. Два последних года государство монетизирует и остатки субсидий на электроэнергию: после того как вы расплатились по счету, остаток можно потратить на свое усмотрение. Пока что ажиотажа нет, как и свидетельств того, что программа помогает экономить электроэнергию. Отчасти вина лежит на самом правительстве — оно не объяснило потребителям, что они могут сэкономить и монетизировать остаток субсидии.
Монетизация «для всех» должна начаться в 2019 году — и это лишь косвенно связано с выборами президента. По закону «О жилищно-коммунальных услугах», с 1 января 2019 года льготы должны выплачивать деньгами «в порядке, установленном Кабинетом министров». Кабинет министров решил полноценную монетизацию начать лишь со следующего отопительного сезона, то есть с конца 2019 года. Но в середине января на совещании в администрации Петра Порошенко «было принято политическое решение» — начать монетизацию в марте. Деньги на монетизацию есть, они уже заложены в государственный бюджет. По оценке министра социальной политики Андрея Ревы, понадобится 5—6 миллиардов гривен.
По модели, которую озвучил президент, потребители получат живые деньги на свои личные счета и после того, как рассчитаются за коммунальные услуги, смогут их потратить на что угодно. Это означает, что монетизируют не всю субсидию целиком, а лишь ее остаток в конце отопительного сезона. Не у всех остаток будет исчисляться тысячами и не у всех он, в принципе, будет. В последние годы Украина систематически сокращала нормативы потребления, по которым вычисляют субсидии, и с каждым отопительным сезоном остатки становились все меньше.
Каждый год украинские медиа пишут о том, что долги за коммунальные долги растут, но на деле украинцы — сравнительно ответственные плательщики. Не платят 10—15 процентов потребителей — это хороший показатель платежной дисциплины. Заголовки «о росте долгов» появляются потому, что в цифры Госстата в начале отопительного сезона попадают насчитанные, но еще не оплаченные субсидии; к окончанию отопительного сезона в той же статистике уже присутствуют переплаты, а не долги.