«Сильвио и другие». Новый фильм от режиссера «Молодого папы» о сексе, власти и старости Берлускони

Автор:
Лена Ковальчук
Дата:
«Сильвио и другие». Новый фильм от режиссера «Молодого папы» о сексе, власти и старости Берлускони

Артхаус Трафик

Третьего января в украинский прокат выходит новый фильм Паоло Соррентино. Этот режиссер сделал итальянское кино great again и заставил нервничать самого скандального итальянского политика — Сильвио Берлускони.

«Фильм Соррентино обо мне? Я надеюсь, что это не очередной политический выпад в мой адрес», — первое, что сказал бывший итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони, узнав, что обладатель «Оскара» Паоло Соррентино посвятил ему свое новое кино.

Цель у режиссера, скорее всего, была другая. Он снимал фильм с прицелом на Канны, а потом и на «Оскар». Режиссер разделил картину на две части, по часу и сорок минут каждая. И если первая собрала в итальянском прокате 4,7 миллиона долларов, то вторая не дотянула и до трех. Фильм не попал в основной конкурс Каннского кинофестиваля, как позже и в лонг-лист «Оскара» как представитель Италии.

Артхаус Трафик

Трудности возникли и с переводом названия картины. В Италии ее знают как «Лоро». Перевести это слово можно по-разному — они, золото или богатство. В испанском это же слово означает болтун или хвастун. «Сильвио и другие» — название картины в украинском прокате. «Другие» в этом случае — своеобразная и внушительная свита Берлускони, которой в кино в избытке.

Фильм рассказывает о жизни политика в 2006—2009 годах, когда он проиграл выборы и временно утратил власть, но не влияние. Соррентино красочно показал, какими методами политик вернул себе кресло премьера. Ничего нового или уникального — обман, подковерные игры, подкуп сенаторов и депутатов. Главную роль сыграл актер, с которым у Соррентино получилась «Великая красота», — Тони Сервилло. Усилиями гримеров внешне абсолютно непохожий на итальянского премьера Сервилло стал копией Берлускони. Порой пугающей. В части эпизодов его лицо напоминает неподвижную посмертную маску, и только бегающие глаза и звонкий голос выдают в нем живого человека, а не восковую фигуру.

Артхаус Трафик

Для международного проката сделали сокращенную версию фильма — на два с лишним часа. В ней аферист и мошенник Серджио Морра, который мечтает стать депутатом Европарламента, осознает, что для достижения цели ему необходимо знакомство с самым влиятельным итальянцем — Берлускони. Но подобраться к нему непросто: на прием не запишешься, на улице не подойдешь. Серджио решает снять дорогую виллу на Сардинии по соседству с домом Берлускони и устраивать там круглосуточные вечеринки, пока их большой любитель на заглянет туда сам. Чтобы не ждать Берлускони в одиночестве, он приглашает несколько десятков фотомоделей и актрис, и они начинают ждать вместе. В процессе вся компания много пьет, употребляет экстази (чему посвящена большая и очень красивая сцена), танцует и занимается сексом.

Фильм вязнет в бессмысленной роскоши, которой Берлускони себя намеренно окружал. Все женщины готовы отдаться ему без длинных разговоров, но в обмен на что-то ценное. Последнее уже немолодой Берлускони признавать отказывается — до тех пор, пока одна из девушек прямо не говорит, что от него пахнет, как от дедушки, и поэтому секса не будет.

Артхаус Трафик

Главному герою не хочется сопереживать, когда от него уходит жена или когда на него одна за другой валятся проблемы на работе. Соррентино явно не стремился показать живого и слабого человека в яркой оболочке шумных вечеринок, богатства и праздного веселья. Его герой — холодный, отстраненный, расчетливый и очень уставший человек с кучей страхов. Как и два предыдущих фильма Соррентино, «Сильвио и другие» — о старости и сопротивлении ей всеми доступными способами.

Режиссер словами героев выносит Берлускони ожидаемый приговор — он талантливый торговец, который научился продавать и покупать все, что угодно. Не научился он только отвечать за итальянский народ, который вызвался отвести в прекрасное будущее. Его власть — ради власти, а форма превосходит содержание. Прежде всего он актер, а не политик. И, кажется, однажды он спутал эти роли, но не может уйти, потому что боится оказаться вне сцены.

Неудивительно, что итальянская кинокомпания Medusa film (принадлежит семье Берлускони), которая занималась производством двух последних фильмов Соррентино — «Великая красота» и «Молодость», от этой картины открестилась и не выделила на нее ни копейки.