Военное положение ввели 26 ноября. За день до этого в Черном море российские суда атаковали украинские корабли «Бердянск», «Никополь» и буксир «Яны Капу», которые направлялись в Азовское море. Российские военные захватили в плен 24 украинских моряка. Трое из них получили ранения.
В ночь с 25 на 26 ноября Совет Национальной безопасности и обороны решил ввести военное положение на 60 суток на всей территории Украины. Однако парламент, который утверждал это решение, заставил президента сократить срок военного положения до 30 суток и ограничил его действие десятью областями: Черниговской, Винницкой, Донецкой, Луганской, Николаевской, Сумской, Одесской, Харьковской, Запорожской и Херсонской.
Президент начал свое выступление с того, что подписал указ о прекращении военного положения с 14:00 этого дня. Но, по его словам, угроза для Украины остается. «Никуда не делась российская угроза. Если бы не выборы, мы бы попросили Верховную Раду продлить военное положение», — заявил Порошенко. ОБСЕ подтвердила данные разведки: в районе Луганска стянуты системы «Град», увеличено количество артиллерии, не отведены танки. Не уменьшилось и военное присутствие РФ в Азовском море.
Порошенко сказал, что военное положение не повлияло негативно на экономику. «Нам предлагали готовиться к курсу 40 гривен за доллар, а что в результате? Мы получили макрофинансовую помощь со стороны Европейского союза, мы получили кредит Мирового банка, часть которого уже поступила в казну Украины, и транш МВФ, который тоже поступил, а курс гривны в течение последних недель вообще укрепился».
Перед введением военного положения инвестиционная компания Concorde Capital опасалась, что из-за него очередной транш кредита могут отсрочить. Однако в МВФ сразу объяснили, что у них «нет формальных юридических запретов, препятствующих продолжению сотрудничества в условиях военного положения». В 2014 году президент Порошенко сам говорил, что «странам в состоянии войны МВФ не дает денег. Об этом никто не думает, когда поднимает сегодня вопрос о военном положении».
Как пояснил theБабелю экс-министр финансов Александр Данилюк, МВФ не мог отказаться от транша из-за военного положения. «Его объявление вызвало вопрос в столицах стран-партнеров не из-за экономической, а из-за политической составляющей. Все понимали, что финансовые последствия будут краткосрочными, глобального эффекта не ожидали... А курс гривны напрямую связан с получением этих траншей».
Среди военных достижений Порошенко назвал то, что войска передислоцировали на те участки, где ожидали вероятных атак со стороны России, усилив защиту. Усилили систему противовоздушной обороны в южных и восточных областях. Прошли учения и сборы резервистов. Количество обращений в военкоматы готовых вернуться в строй резервистов втрое или вчетверо превысило ожидания. В 10 областях, где действовало военное положение, зарегистрировано на 26% меньше преступлений, чем обычно. Но так же на 26%, но уже больше выявлено незарегистрированного оружия. Строго проверили системы военного управления, обеспечения и вооружения. Обнаружили немало недостатков. «Это очень важно, что слабые места мы увидели раньше, чем ими смог бы воспользоваться враг», — говорит Порошенко.
С ним не соглашается директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский. Он считает, что самое главное, чего удалось достичь военным положением, — это мирно провести Объединительный собор, а не улучшить обороноспособность. Военное положение развязало руки контрразведке (подразделение СБУ) и она могла предотвратить «провокации, которые могли планировать по религиозным каналам». Частично с этим связано уменьшение преступности в указанных областях. Информация закрытая, поэтому невозможно узнать, сколько диверсий предотвратили.
Сунгуровский считает, что улучшение боеготовности, сборы резервистов, проверку и другие действия нужно было осуществлять раньше и без военного положения. Об усилении противовоздушной обороны эксперт говорит, что там «нечего усиливать... может, несколько раз стрельнули, усиливать особо нечем». «Сейчас техническое оснащение ВСУ улучшилось. Но это не результат военного положения, это результат долгой и упорной работы по усилению военного потенциала», — считает эксперт.
На международной арене, как считает Порошенко, военное положение позволило продлить санкции против РФ, а также начать обсуждение новых. «Только агрессивные действия России, а также адекватная реакция Украины и введение военного положения привлекли внимание мира к проблеме в Азовском море», — говорит президент. Две недели назад Евросоюз единогласно продлил санкции против РФ. По инициативе Украины в ЕС обсуждают новый «азовский» пакет санкций. А также Генассамблея ООН приняла резолюцию «Проблема милитаризации Автономной Республики Крым и Севастополя (Украина), а также частей Черного и Азовского морей».
Председатель правления «Майдана иностранных дел», эксперт по вопросам внешней политики и безопасности Богдан Яременко не соглашается с президентом. Он считает, что на продление санкций повлияло не военное положение, а работа украинских дипломатов, которые информировали мир о ситуации в Азовском море.
«Последние слова представителя США Курта Волкера говорят о том, что наши западные партнеры не понимают целесообразности военного положения... На продление санкций повлиял кризис в Азове 25 ноября и его широкая огласка. Надо отдать должное украинской дипломатии и государственной машине. Они повлияли на общественное мнение в мире», — говорит Яременко.