Режиссер «Властелина колец» и «Хоббита» сделал кино о Первой мировой. Для этого он восстановил 100 часов кинохроники —пересказываем материал The New York Times

Автор:
Лена Ковальчук
Дата:
Режиссер «Властелина колец» и «Хоббита» сделал кино о Первой мировой. Для этого он восстановил 100 часов кинохроники —пересказываем материал The New York Times

Warner Bros. Pictures

Режиссер Питер Джексон восстановил почти сто часов уникальной кинохроники 1914—1918 годов. Он превратил исторические кадры в полнометражный документальный 3D-фильм о Первой мировой войне. theБабель пересказывает материал The New York Times.

Питер Джексон, снявший «Властелина колец» и «Хоббита», прославился как режиссер, скрупулезно относящийся к деталям. В своем новом фильме «Они никогда не состарятся» повозиться с деталями ему пришлось основательно. Джексон и его команда оцифровали и перевели в формат 3D сто часов кинохроники из Имперского военного музея в Лондоне. Чтобы не ограничиваться субтитрами и закадровым голосом, создатели картины прослушали сотни часов интервью ветеранов Первой мировой, которые они давали BBC в 1960—1970 годах. Голоса реальных участников тех событий пустили за кадром.

«Получилось, что солдаты в фильме словно ожили. Представители их поколения буквально выпрыгивают на тебя с экрана», — говорит режиссер.

Фильм удался благодаря сотрудничеству Имперского военного музея в Лондоне с культурной инициативой 14-18 Now. Это британская программа, приуроченная к столетию Первой мировой войны. В рамках этой инициативы 420 современных художников, музыкантов, режиссеров и дизайнеров представили свои произведения об этом периоде истории. Одним из них стал документальный исторический фильм Джексона.

Директор 14-18 Now Дженни Уолдман в комментарии The New York Times объяснил, почему у известного режиссера получилось сделать хорошее кино о войне. Кроме отличного знания материала, у Джексона к Первой мировой особое отношение — его дед прошел всю войну рядовым британской армии.

В работе над фильмом у Джексона была полная свобода, за исключением пары условий: он мог использовать кадры только из архива Имперского военного музея и исключительно в их оригинальном виде. Качество этих видео было очень разным — иногда приходилось работать с копиями копий.

Большую часть видеоматериалов сняли в пропагандистских целях. Ролики о солдатах в окопах планировали показывать между сеансами других фильмов в кинотеатрах Великобритании.

Первой полнометражной документальной лентой о Первой мировой была «Битва на Сомме», вышедшая в разгар войны — в 1916-м. Ее посмотрели почти 20 миллионов зрителей.

Создавая свое кино, Джексон выбрал едва ли не самый сложный путь. Вместо того чтобы выбрать лучшие кадры, он сразу восстановил и оцифровал все сто часов записей. На это и очистку пленок от царапин, пыли и пятен у него ушло три года.

Сверхзадачей Джексона было восстановить связь с солдатами и создать более интимную и личную картину, чем «Битва на Сомме». Историческая хроника казалась Джексону немного зловещей. Прежде всего потому, что она была снята на ручную кинокамеру с более низкой частотой кадров, чем та, к которой привык современный зритель. Команда фильма добавила новые кадры и сгладила движения в исторической хронике. После этого Джексон обратился к специалистам из компании Stereo D, чтобы те раскрасили фильм. Для максимальной точности в деталях, которую так любит Джексон, он попросил историков помочь определить правильные цвета предметов того времени.

Сделать цветным весь фильм не получилось — до момента отъезда солдат на Западный фронт он черно-белый. И это не какой-то особый художественный прием или замысел режиссера, а обусловленный ограниченным бюджетом вынужденный шаг. Раскрасить Джексон смог около 40 минут картины. Но когда команда отслушала сотни часов записей с интервью ветеранов, фильм решили сделать длиннее. Зрителей не хотели сразу бросать в окопы и в начале решили дать кадры, где солдаты говорили о подготовке — важном этапе в контексте любой войны.

Команда профессионалов поработала и над спецэффектами картины, но взрывы и выстрелы удивляют куда меньше военных, которые заговорили своими голосами.

Чтобы воссоздать речь солдат, съемочная группа наняла команду криминалистов. Они по губам считали диалоги с кадров немой кинохроники. Затем актеры дубляжа начитали этот текст. Для максимальной реалистичности Джексон пригласил актеров из разных уголков страны, и их не похожие друг на друга акценты подчеркнули исторический факт — в армии воевали солдаты из всех регионов Британии.

«Я не собирался делать фильм из категории «всего понемногу». Я хотел сконцентрироваться на одной теме и сделать все правильно: показать, что переживал рядовой солдат-пехотинец на Западном фронте во время Первой мировой войны», — говорит о своей исторической саге Питер Джексон.