Фирас Джумах работал в химической лаборатории университета и однажды, летом 2014 года, исчез. Его научная руководительница Шарлотта Тернер узнала, что Джумах поехал в Ирак — спасать жену и детей. Семья Джумаха была в Ираке, но их поселок внезапно захватили боевики «Исламского Государства» (ИГ). Они установили свой режим и убили всех мужчин-езидов.
Женщин и детей забрали в рабство, но родные Фираса смогли убежать и спрятались. «Жена была в панике, все пришли в ужас от того, что вытворяли боевики ИГИЛ. Я купил билет на ближайший рейс, чтобы хоть как-то поддержать их. Как я буду жить дальше, если с ними что-то случится, а меня даже не будет рядом?» — объяснил мужчина.
Как-то Шарлотта получила смс от своего аспиранта. Он написал, что вместе с другими езидами скрывается на заброшенной фабрике по изготовлению отбеливателя. У людей мало еды и воды, на улице жара, а химикаты в здании не позволяют нормально дышать. При этом сам город окружен боевиками ИГ.
Фирас писал в смс, что просит его вычеркнуть из списка аспирантов. Шарлотта решила действовать наоборот. «Я прямо разозлилась: да кто эти ИГ вообще такие, чтобы влезать в наши дела, хватать моего студента и его семью и мешать нашим исследованиям?»
Шарлотта обратилась к декану факультета, Джумаха зачислили в штат университета заочно. А разработать план по спасению аспиранта помог руководитель службы безопасности университета Пер Густавсон. Он рассказал, что университет имеет связи с различными охранными фирмами по всему миру. Уже через несколько дней наняли людей из такого агентства. Свою работу они выполняли за деньги, которые семья Фираса уже почти вернула.
Его вместе с семьей на джипах вывезли четверо вооруженных до зубов охранников. Ехали на бешеной скорости, одетые в бронежилеты и пуленепробиваемые шлемы. Через 6 часов с билетами на чужие имена Джумах с семьей вылетел из аэропорта «Эрбиль». «Мои друзья решили, что я — тайный агент. Они и поверить не могли, что обычному профессору из Лунда под силу вызволить своего студента таким образом», — говорит он.
Теперь Фирас живет в шведском Мальме, он с семьей получил разрешение на постоянное проживание и работает в лаборатории. Его детям 8 и 10 лет, они ходят в школу и играют в футбол. Семья не собирается возвращаться в Ирак.
«В Ираке я боялся признаваться, что я езид. В Швеции я такой же, как все остальные. Я чувствую себя полноценным гражданином, частью общества и стараюсь ему служить», — делится спасенный Джумах.