В начале 2018 года Facebook изменил алгоритм подачи новостей в ленте, сделав приоритетными посты друзей, родственников и локальные новости. По мнению авторов статьи, из-за этого возникла своего рода «петля обратной связи», которая началась в Facebook в так называемых «группах ненависти», где обсуждались проблемы маленьких городков Франции, и переросла в масштабные протесты в реальном мире. «Социальная сеть подлила бензина в огонь, который горел во Франции с первых дней президентства Макрона. Его администрация ослабила французские законы о труде и снизила налоги для богатых, и его рейтинг одобрения чрезвычайно низкий».
Участники протестов — в основном жители французской глубинки: водители, учителя, представители малого бизнеса. Для них Макрон стал воплощением экономического неравенства, при котором богатые становились богаче, а бедные — беднее. Из-за этого он получил прозвище «президент богатых».
Всплеск протестных настроений произошел в октябре, когда петиция Change.org о налогах на топливо стала вирусной в небольшом парижском пригороде. Петиция привела к созданию ивента в Facebook, который быстро распространился по «группам ненависти».
Культура французских протестов всегда предполагала наличие лидера: профсоюзы, студенты или хотя бы слабо организованная группа активистов. Например, протесты во время президентских выборов 2017 года проходили в формате маршей, где была и радикально настроенная молодежь, которая дралась с полицией, и более умеренные митингующие с большим количеством плакатов и лозунгов.
Отличительной чертой протестов «желтых жилетов» стало то, что в ходе акций «не было никаких плакатов с четкими лозунгами или политических активистов, раздающих брошюры… единственное, чем размахивали над толпой, были телефоны, записывающие видеотрансляции». Именно трансляции в Facebook Live, а также фото и мемы стали вирусными. Все это привело к созданию целой вселенной «желтых жилетов» в Facebook, где вирусность контента заменила лидерство в реальности.
Наибольшую популярность получили видео про применение полицией силы против протестующих. Например, ролики с протестов 8 декабря распространялись в разных группах в Facebook по всей Франции. Их репостили из одной группы в другую, в итоге они стали вирусными. Да и сами желтые жилеты безопасности, ставшие символом протеста, позаимствованы из вирусного видео одного из участников начала протестов в середине ноября. Теперь у этого видео более двухсот тысяч перепостов.
Отсутствие лидеров и единого координационного штаба привело к тому, что среди протестующих выдвигаются различные, иногда даже противоречащие друг другу, требования. Среди «желтых жилетов» есть сторонники и противники выхода Франции из ЕС, предоставления помощи беженцам, климатического соглашения. Сюда затесались и адепты сионистских и масонских заговоров и даже иллюминаты, которые во время протестов 8 декабря потратили около часа на то, чтобы нарисовать баллончиками гигантский символ своего движения.
Сейчас около восьми человек претендуют на звание лидеров движения «желтых жилетов». Их известность тоже определяется степенью популярности их роликов. Так, среди них есть 51-летняя аккордеонистка из Бретани Жаклин Моро, чей видеоролик о недовольстве политикой властей набрал уже более шести миллионов просмотров.
Впрочем, авторы статьи предполагают, что «петля обратной связи» Facebook уже подошла к завершению. На акцию 8 декабря «протестующие, собранные небольшими, децентрализованными группами Facebook, вышли на улицы Парижа, транслируя насилие на улицах для своих друзей, смотрящих из дома». Но на следующую субботу — 15 декабря — запланировано минимум три разных мероприятия в рамках акции протестов. И они снова могут стать вирусными в Facebook.