В начале 2018 года Facebook изменил алгоритм подачи новостей в ленте, сделав приоритетными посты друзей, родственников и локальные новости. По мнению авторов статьи, из-за этого возникла своего рода «петля обратной связи», которая началась в Facebook в так называемых «группах ненависти», где обсуждались проблемы маленьких городков Франции, и переросла в масштабные протесты в реальном мире. «Социальная сеть подлила бензина в огонь, который горел во Франции с первых дней президентства Макрона. Его администрация ослабила французские законы о труде и снизила налоги для богатых, и его рейтинг одобрения чрезвычайно низкий».
Участники протестов — в основном жители французской глубинки: водители, учителя, представители малого бизнеса. Для них Макрон стал воплощением экономического неравенства, при котором богатые становились богаче, а бедные — беднее. Из-за этого он получил прозвище «президент богатых».
Всплеск протестных настроений произошел в октябре, когда петиция Change.org о налогах на топливо стала вирусной в небольшом парижском пригороде. Петиция привела к созданию ивента в Facebook, который быстро распространился по «группам ненависти».
Pavel Zmey / «Бабель»
Культура французских протестов всегда предполагала наличие лидера: профсоюзы, студенты или хотя бы слабо организованная группа активистов. Например, протесты во время президентских выборов 2017 года проходили в формате маршей, где была и радикально настроенная молодежь, которая дралась с полицией, и более умеренные митингующие с большим количеством плакатов и лозунгов.
Отличительной чертой протестов «желтых жилетов» стало то, что в ходе акций «не было никаких плакатов с четкими лозунгами или политических активистов, раздающих брошюры… единственное, чем размахивали над толпой, были телефоны, записывающие видеотрансляции». Именно трансляции в Facebook Live, а также фото и мемы стали вирусными. Все это привело к созданию целой вселенной «желтых жилетов» в Facebook, где вирусность контента заменила лидерство в реальности.
Pavel Zmey / «Бабель»
Наибольшую популярность получили видео про применение полицией силы против протестующих. Например, ролики с протестов 8 декабря распространялись в разных группах в Facebook по всей Франции. Их репостили из одной группы в другую, в итоге они стали вирусными. Да и сами желтые жилеты безопасности, ставшие символом протеста, позаимствованы из вирусного видео одного из участников начала протестов в середине ноября. Теперь у этого видео более двухсот тысяч перепостов.
Отсутствие лидеров и единого координационного штаба привело к тому, что среди протестующих выдвигаются различные, иногда даже противоречащие друг другу, требования. Среди «желтых жилетов» есть сторонники и противники выхода Франции из ЕС, предоставления помощи беженцам, климатического соглашения. Сюда затесались и адепты сионистских и масонских заговоров и даже иллюминаты, которые во время протестов 8 декабря потратили около часа на то, чтобы нарисовать баллончиками гигантский символ своего движения.
Pavel Zmey / «Бабель»
Сейчас около восьми человек претендуют на звание лидеров движения «желтых жилетов». Их известность тоже определяется степенью популярности их роликов. Так, среди них есть 51-летняя аккордеонистка из Бретани Жаклин Моро, чей видеоролик о недовольстве политикой властей набрал уже более шести миллионов просмотров.
Впрочем, авторы статьи предполагают, что «петля обратной связи» Facebook уже подошла к завершению. На акцию 8 декабря «протестующие, собранные небольшими, децентрализованными группами Facebook, вышли на улицы Парижа, транслируя насилие на улицах для своих друзей, смотрящих из дома». Но на следующую субботу — 15 декабря — запланировано минимум три разных мероприятия в рамках акции протестов. И они снова могут стать вирусными в Facebook.