Алексей Бондаренко, главный редактор блога о новой украинской музыке LiRoom
Аудитория Монеточки — как ни странно, не только девочки до 20 лет. В моей ленте большинство ее поклонников — ребята постарше. Это 30—35-летние представители креативного класса, которые слушают новую российскую и русскоязычную музыку: Гречку, Little Big, «Пошлую Молли».
Музыкальные критики из России называют жанр, в котором работает Монеточка, «новая искренность». Она поет, что чувствует, и делает это прямым языком. Это резонирует с ностальгией по 90-м, которая сейчас в самом разгаре. Ощущают ее как раз те, кто не жил в то время. Сама Монеточка говорит в песне «90-е»: «И только из кассет, из песен «Кровостока» / Я с детским ужасом узнал про то, что / В 90-е убивали людей / И все бегали абсолютно голые». Люди, которые слушают Монеточку, тоже не переживали то, о чем поет «Кровосток»: не дрались с барыгами за наркоту и не били «розочки» в генделях. Им просто очень нравится эта атмосфера.
Для меня в Монеточке главное — ее тексты. Думаю, большинство других людей тоже зацепились именно за них. Например, в песне «Каждый раз», с которой она взлетела, очень запоминающийся рефрен в припеве. И в этом они похожи с Земфирой. У последней въедалось в голову необычное «Хочешь, я убью соседей, что мешают спать?», а у Монеточки — «Я бы бомжевала возле трасс, я бы стала самой бедной из людей». Как выбросить такое из головы?
И все же мне кажется, что истоки Монеточки — больше не в Цое и Земфире, а в американской волне инди-фолк музыки, которая развивается в последние несколько лет. Там сейчас много, как я их называю, девушек, которые грустно поют под гитару, — например Кортни Барнетт.
Катерина Офлиян, солистка группы YEYO
Я услышала Монеточку пару лет назад, совершенно случайно — в YouTube. Тогда она записывала видосики, сидя в квартире за синтезатором, там толком не было музыки, да и пела она слабее, чем сейчас. Но меня зацепили ее тексты, свежий взгляд на жизнь, ирония. Наверное, она просто росла и развивалась, усложняла тексты и музыку, и в какой-то момент это все попало в правильную струю. У Монеточки очень современный язык. Я думаю, именно поэтому люди, которым до 20 лет, считывают ее как свою.
Главное в Монеточке — ее хлесткие тексты. Из последнего, что мне запало в душу, — строчка из «Нимфоманки»: «Залезь мне в сердце, а не в ширинку джинс». По-моему, это очень круто, особенно в сочетании с ее неземным инопланетным образом. В Монеточке, конечно, немного слышна Земфира — и это нормально, ведь все мы росли на этой музыке. Но в Монеточке сейчас однозначно больше свободы, и это классно.
Я бы с радостью пошла на концерт в Киеве, если бы не уезжала. Мне кажется, туда придут ищущие люди, которые интересуются современным языком и тем, что происходит вокруг. Снобам там делать нечего.
Игорь Панасов, главный редактор Karabas LIVE
Ядро аудитории Монеточки в Украине — люди от 15 до 30 лет, следящие за контентом из РФ, пользующиеся «ВКонтакте» через VPN, а также отягощенные интеллектом на самом деле или думающие так о себе. Они находят в ее песнях игру ума и провинциальную ауру, которая у поколения, выросшего в 90-е, связывается с ностальгией по этим 90-м.
Те, кому до 20, пойдут на Монеточку, потому что это голос их поколения, который пробился сквозь толщу белого шума и оказался услышан как особенный. Это автоматически резонирует с их интонациями и порывами.
Монеточка — индивидуальность. Она сочетает в себе дружелюбную для подростков ауру музыки Lo-Fi и имидж девочки из соседнего подъезда с интеллектуальными замашками. Ее подхватили медиа — одна рецензия-ода Александра Горбачева в «Медузе» чего стоит. Не исключено, что Яндекс-музыка, где все десять песен альбома «Раскраски для взрослых» попали в топ-100, добавила хайпа.
Несмотря на популярность Монеточки сейчас, вряд ли она станет явлением, которым в конце 90-х — начале 2000-х стали Земфира и «Мумий Тролль». Не потому, что Монеточка хуже, а потому что, во-первых, Земфира и Лагутенко стали звездами на безрыбьи конца 90-х, когда герои прошлого подусохли, а новых еще не было. Во-вторых, звезды того времени поднимались на общем интересе к ним всего так называемого постсоветского пространства. Сейчас оно заметно деформировалось. В-третьих, в 2018 году музыкальные герои находятся в зените славы куда более короткие сроки — мир и восприятие музыки в нем заметно изменились.
На концерт Монеточки в Киеве я не пойду. Стараюсь не по работе ходить только туда, где смогу получить новые чисто музыкальные впечатления. Монеточки мне достаточно и в формате просмотра лайвов на YouTube.