«Мне надо идти и спасать нацию». Кандидат в президенты Мишель Терещенко о команде, программе и врагах

Автор:
Oksana Kovalenko
Дата:
«Мне надо идти и спасать нацию». Кандидат в президенты Мишель Терещенко о команде, программе и врагах

«Бабель»

За неделю мэр Глухова Мишель Терещенко сделал два громких заявления. 27 сентября он сообщил, что хочет досрочно уйти с должности, а 1 октября заявил, что идет в президенты. Для Терещенко эти два события связаны между собой. По его словам, изменить Глухов он не смог потому, что местные депутаты саботируют работу горсовета: они не приходили на заседания и проваливали голосования. Из-за отсутствия кворума 28 сентября депутаты даже не смогли отправить его в отставку. Как пояснил бывший член ЦИК Андрей Магера, Терещенко имеет право баллотироваться, потому ценз 10-летнего проживания не зависит от времени приобретения гражданства. Терещенко живет в Украине с 2003 года, а гражданство получил в 2015. Президентский рейтинг Терещенко социологи не замеряли. У него нет команды, программы, партии и популярности на уровне страны. Мы спросили у все еще мэра Глухова и пока не кандидата в президенты, так ли это.

Почему вы решили идти в президенты?

Проблемы Города не решаются в Глухове. Их надо решать на национальном уровне. Городские депутаты не самостоятельны. Мы собственными усилиями смогли заполнить наш бюджет. В 2017 году наш доход был более 94 миллионов гривен, а в 2015 году — 32 миллиона гривен.

Мы дали проекты, но нам не дали финансирование. Шостка получила десятки миллионов гривен, а мы — 400 тысяч гривен за три года. Почему? Депутат Андрей Деркач, который является членом бюджетной комиссии ВР, заблокировал все финансирование для Глухова. Он давал инструкцию депутатам не голосовать за бюджет, он купил 5 депутатов из моей коалиции, чтобы я потерял большинство. Руководители правоохранительных органов в Сумской области — люди Деркача, его председатель ОГА, его областной прокурор, его председатель облсовета. Я спрашивал, можно ли встретиться с президентом хотя бы на пять минут, чтобы я смог рассказать о ситуации. До 30 сентября 2017 портрет Порошенко был на стене моего кабинета, потому что я был верным человеком президента.

В Глухове вам не удалось побороть одного Деркача. Но таких деркачей много в других городах. Почему вы считаете, что сможете побороть их по всей Украине?

На городском уровне городской председатель не может решить проблемы, потому что это проблемы, которые надо решать в Киеве. 27 ноября 2017 года я был у Юрия Луценко с материалами уголовных производств. Прокуратура области саботировала расследование.

Бывший мэр города воровал больше 40 млн гривен: они воровали песок, установили окна в садиках и школах неправильно, покупали лампы втрое дороже. И был один материал о незаконной отгрузке мусора из Львова. Луценко ответил мне почти через месяц, что все уголовные производства нельзя расследовать, потому что они были закрыты 9 декабря 2017 года. А насчет прокурора, расследовавшего преступления в отношении мусора ... то ему сняли все премии. Против коррупции борьба не начиналась.

«Бабель»

А команда, с которой вы пойдете на выборы и планируете потом работать, у вас уже есть?

Несколько групп людей просили меня пойти на выборы президента, и я подумал, что я не идеальный кандидат, что есть в Украине более квалифицированные люди, чем я. Но все сказали, что других кандидатов нет, мне надо идти и спасать нацию. И я согласился идти на выборы.

Много людей сейчас в комментариях в соцсетях проводят параллель с Макроном. Но Франция — это не только Макрон. Был еще генерал Де Голль, избранный впервые на всенародных выборах. Он сказал, что такие выборы — это история любви одного человека с народом, это кредит доверия.

Кто будет вам помогать идти на выборы?

Я только вчера обнародовал мое желание баллотироваться. Мы сейчас будем формировать и программу, и команду. Я не буду один, ибо один человек не сможет изменить страну. Есть разные группы людей, которые вокруг меня начали делать предложения. Нам нужно проверить этих людей. Но через три недели я все продемонстрирую.

Определили ли вы, каковы основные постулаты вашей программы?

Это будут обычные предложения. Это не будет какой-то План Маршалла, или какой будет Украина в 2030 или 2050 году. Надо помочь людям, которые бедно живут и не могут получить лекарства, минимальные средства для жизни. Нам надо делать программу, которая не будет популистской. Она должна быть патриотичной. Она будет проевропейской. Я был гражданином Евросоюза 60 лет своей жизни и, когда я был в армии, я был офицером армии НАТО. У нас в Украине есть фантастический потенциал — это идеальная страна для жизни.

Перед Украиной сейчас очень много вызовов. Вам придется представлять свои варианты выхода из сложных ситуаций. Каким вы видите выход из ситуации на Донбассе?

Если я буду формировать программу через три недели, я не могу так быстро ответить на этот вопрос. Главное: и Донбасс, и Крым — это Украина. Нужно усилить армию, не только для парада на Крещатике, но и на фронте. Несколько месяцев назад я был на Луганщине, где был наш 16-й батальон [батальон «Полтава»], я увидел, что почти на всех бордах написано слово «армия», но там топлива нет, пуль нет, оружия нет.

Часто кандидаты, которые только ступают на общеукраинский политический путь, используют выборы как трамплин для парламентских выборов. Хотите ли вы в парламент?

Есть пример Макрона: он пришел один на президентские выборы, он выиграл президентские выборы и стал президентом.

Но у него было движение «Вперед, Республика!»

Да, но за 6 месяцев до выборов он начал формировать политические силы. Этот пример мы можем тоже использовать в Украине. [Макрон создал движение «Вперед, Республика!» 6 апреля 2016 года, об участии в президентской кампании Макрон объявил лишь через полгода — 16 ноября 2016 года, в апреле 2017 года он победил. Парламентские выборы состоялись в апреле 2017 года, и тогда «Вперед, Республика!» получила в парламенте 53%.]

Кого видите среди нынешних кандидатов в президенты?

Я не вижу никого сейчас. Я пока ни с кем не разговаривал об общих ценностях. Для меня важна борьба с коррупцией. Если будет нормальный, достойный кандидат, я не буду кандидатом и поддержу его.