Сначала Nike столкнулась с обвинениями в сексуальных домогательствах. Бывшие сотрудницы подавали иски в суд во время первой волны #MeToo. После этого компанию покинули 11 топ-менеджеров. Это стало только началом кадровых и социальных изменений. Теперь уже 4 женщины судятся с компанией — и вовсе не из-за приставаний на работе. Если им удастся доказать факт дискриминации целой группы людей, к иску могут присоединиться еще 500 женщин, пишет Bloomberg.
Адвокат Лаура Оуэнс говорит, что в компании дискриминируют женщин в вопросах зарплаты. Эта акция может стать продолжением #MeToo, только в более широком смысле — как попытка положить конец любого вида дискриминации по половому признаку. Потому что маленькая начальная ставка заработной платы у женщин — это отдельный вид дискриминации. Адвокат уверена, что это не просто частный случай, а практика во всей корпорации Nike.
В Nike решились попробовать поменять правила и признали проблему. Компания открыла анонимную горячую линию для тех, кто подвергся дискриминации, провела тренинги для 10 000 сотрудников и наняла первого менеджера по разнообразию и инклюзии. Но этого оказалось недостаточно. Компанию продолжили обвинять в дискриминационном подходе к женщинам. И дело касается не только Nike, правозащитницы обвиняют в этом Twitter, Adidas и другие корпорации, где мужчины получают больше женщин на одинаковых должностях, а в руководстве — больше мужчин. Например, в Nike их число достигает 77%.
Сложность борьбы с такой дискриминацией заключается в том, что нужно доказать ущемление прав группы людей — подать коллективный иск. В прошлом году женщинам, судившимся с Twitter, отказали в таком иске. Случаи домогательств признали единичными, касающимися конкретных менеджеров, а значит, это не политика всей компании.
Потому Nike решилась на изменения. Руководство пересмотрело зарплату: ее повысили 7400 сотрудникам. А еще ввели практику «слепых резюме», когда кандидат не указывает пол. Тогда выше шансы дать мужчинам и женщинам одинаковую зарплату. Еще один способ уровнять гонорар — законодательный. В Орегоне, где базируется штаб-квартира Nike, платить разное вознаграждение за одну и ту же работу — теперь незаконно. В Nike пообещали «искоренить эту практику» к концу следующего года. Но проблема для правозащитников в том, что зарплаты в корпорациях засекречены.
Пока сотрудники не заявят публично о дискриминации, невозможно узнать, подвергаются ли они ей. Потому и важно создавать кампании похожие на #MeToo, но в разных сферах ущемления прав. Только так решается эта проблема. И именно с таким случаем сейчас сталкивается Nike.