Утренняя очередь
На Бессарабской площади с 9 утра куча народа: очередь движется в сторону Майдана. Все идут на парад ко Дню Независимости. Люди хотят занять место ближе к проезжей части Крещатика. Оттуда лучше виден проход войск и техники.
Женщина держит сына за руку: «Хорошо, что бабушка кепку тебе на голову надела, как эти солдаты выстоят в такую жару?»
На улице действительно пекло — +26, солнце жарит, тени нет. Ближе 10 часам весь Крещатик — большая пробка из людей. Толпа превратилась в холодец и почти не двигается. Люди висят на карнизах, фонарных столбах. Некоторые взяли из кафе стулья и столы и залезли прямо на них. Хозяин турецкого заведения возмущается: «Ну, куда вы залезли? И я понимаю, что вы потом вытрете. Но мне что с того? Ну, да. Просто придется новое покупать».
Ровно в 9:55 парад открывает командующий сухопутных войск Вооруженных сил Сергей Попок. Он едет по Крещатику. Толпа аплодирует. За ним — министр обороны Украины. Он впервые в истории приветствует войско: «Слава Украине!» Толпа вместе с военными синхронно кричит в ответ: «Героям слава!»
Люди продолжают приходить: ручей течет с Прорезной, со стороны Институтской, от Майдана. Встать так, чтобы хоть что-то увидеть, невозможно. Мужчина сажает дочку на шею: «Смотри, сейчас оттуда поедут танки». Вместо танков появляется черная машина, из нее выходит президент Петр Порошенко.
НАТО, язык и парад
На трибуне рядом с Порошенко — министр обороны Полторак и председатель Верховной Рады Андрей Парубий. Молитва за войско.
Начинается речь. Возле метро «Крещатик» слышно только отрывки.
«НАТО... Безвизовый режим... Автокефалия церкви... Томос. Война на Донбассе... Как говорил Левко Лукьяненко...»
Возле арки рядом с украинским радио стоят резервисты.
— Ну и голос у него противный.
— Голос как голос. Чего ты?
Мужчина тащится сквозь толпу, ищет жену. «Да, я здесь, где кафе и арка. Да, еще техники не было, здесь Петя вещает».
Звучит «Плывет кача», толпа молчит. Песня заканчивается, президент говорит:«Поклонимся каждой украинской семье, которая потеряла мужа или сына, мать или сестру. Вечная память Героям, которые полегли в боях за нашу свободную, независимую Украину. Вечная им слава».
Первая «коробка» военных начинает шагать по Крещатику. Солдаты в резерве курят.
— Мы-то хотя бы в тени стоим.
— То так, но не шагаем со всеми.
— Зато я вчера старшего солдата получил. Позвонил командир, а я ему и говорю: «Спасибо за доверие».
По улице шагают военные из разных подразделений. Главная особенность этого года — отдельный женский отряд. А еще есть военно-морские силы.
Идут иностранные военные, здесь флаги Чехии, Польши, Великобритании, США. Замыкает колонну оркестр. Сразу после этого начинает ехать техника, которую все ждали. Особенно дети.
Первой едет танковая рота 17-й отдельной бригады на танках Т-64. Улицу накрыло выхлопным дымом. Люди поднимают вверх селфи-палки, чтобы сфотографировать танки.
Авиация в небе
Едут машины залпового огня «Смерч», ракеты, радиолокационные и системы противовоздушной обороны «Бук». Толпа аплодирует, кто-то выкрикивает: «Слава армии!» Дедушка подсаживает внучку на фонарь: «Сиди и фоткай, пока я тебя не сниму». Сам идет в сторону киоска с напитками.
«А сейчас, впервые с 2009 года, в воздухе над Киевом — авиация!», — говорит ведущий парада Дмитрий Хоркин. Люди поднимают глаза в небо. На голубом фоне пролетают вертолеты Ми-8. Сразу за ними транспортная авиация, после — истребители и штурмовики.
«Сушки» наполняют воздух гулом. Толпа смотрит в небо. Полицейский говорит напарнику: «Вот это я понимаю. Не то что эти танки. Так гудят! Смотришь. Аж слезы на глазах».
Отец держит сына на руках: «Смотри, как летят». Сын кричит:«Самолет!»
Толпа начинает расходиться: медленно движется в сторону площади Льва Толстого, Михайловской, Пушкинской. Майдан перекрыт — там полицейские рамки, никого не пускают. Дети подбирают с асфальта остатки резины и брони, что упала с танков и другой техники.
Ведущий говорит: «Парад завершен. Поздравляю вас всех с Днем Независимости!»