Как объяснить ребенку, что все люди разные? Когда лучше начать разговор о толерантности и какими словами об этом говорить? Отвечаем на простые вопросы

Дата:
Как объяснить ребенку, что все люди разные? Когда лучше начать разговор о толерантности и какими словами об этом говорить? Отвечаем на простые вопросы

Karolina Uskakovych / «Бабель»

С каждым годом Украина принимает все больше гостей и туристов со всего мира. В 2019-м их было больше 13 миллионов. Кто-то остается здесь работать, перевозит семью. В украинских университетах и школах появляется больше представителей других культур и национальностей. Внешне они могут быть не похожи на нас, но у них те же проблемы и увлечения, что и в украинцев. «Бабель» вместе с психологом центра образования «Оптима» Екатериной Гольцберг и вице-головой совета общественной организации «ЭдКемп Украина», соавтором концепции «Новой украинской школы» Еленой Масалитиной отвечает на простые вопросы о том, как поговорить с ребенком о культурном разнообразии и воспитывать толерантность как новую поведенческую норму. А также советует, что можно посмотреть и почитать на эту тему. Материал подготовлен в рамках кампании «СВОЯ».

В каком возрасте лучше всего начать говорить с ребенком о толерантности? Может, стоит подождать, пока он сам обо всем узнает?

Первый этап — это дошкольный возраст.

«Даже младенец может видеть разницу во внешности разных людей. Затем, в три года, ребенок попадает в социум — начинает видеть других детей. К этому времени он не очень понимает, что такое другой человек — просто какой-то предмет, который движется. А с трех лет дети воспринимают других детей, начинают расспрашивать обо всем: “А почему она бегает? А почему он лысый?” То есть в этом возрасте дети задают первые вопросы, на которые мы можем отвечать толерантно, объясняя инаковость», — говорит Екатерина.

На этом же этапе у детей формируется чувство справедливости, поэтому нужно объяснять, что справедливо, а что — нет, лучше на примерах. Можно спросить: «А что, если бы кто-то установил правило для детей с другим цветом волос есть в саду не такую еду, как все? Было бы это справедливо?»

Второй этап — это младший школьный возраст, 8—12 лет. В этом возрасте ребенок уже тесно общается со сверстниками и может видеть примеры дискриминации воочию, к тому же он уже четко понимает, что люди внешне могут отличаться. Здесь важно подчеркивать сходство. Например, сказать: «У твоей одноклассницы рыжие волосы, но вы оба одинаково увлечены спортом».

А если мой ребенок вообще не задает таких вопросов, все равно стоит об этом говорить?

Может быть и такое, что ребенок не спрашивает о других культурах — это нормально. Если мы неожиданно возьмем ребенка, посадим и скажем, что сейчас мы с ним будем говорить о культурном разнообразии, это будет не очень правильно. Если решим поговорить серьезно в любое время, когда нам заблагорассудится, ребенок может испугаться. Ребенок будет думать, что если мы так серьезно с ним говорим, то он что-то натворил», — говорит психолог.

К тому же, ребенок может не осознавать, что сталкивается с дискриминацией или травлей других детей, потому что просто не знает, что это такое. Поэтому можно начать разговор самому, на простых примерах. «Мы можем рассказать какую-то историю, где есть две героини, а потом, например, предложить представить, что одна из них была темнокожей, и спросить, изменилось ли что-то для ребенка в этой истории. Ничего. То есть ребенок может и сам делать выводы», — считает Екатерина.

Что еще можно посмотреть и почитать на тему разности?

Ну ладно. С чего мне начать разговор и как это сделать?

Можно помочь своему ребенку осмыслить мысли и чувства на примере фильмов, спросив, что он думает о том, что увидел в кино, или о чем говорят его друзья. Это поможет вам выяснить, что ваш ребенок понимает в вопросе толерантности, чтобы вы могли восполнить пробелы фактами или подчеркнуть ценности, которых вы придерживаетесь в своей семье.

Признавайте и указывайте отличия — если ребенок спрашивает о чьем-то цвете кожи, вы должны признать, что люди действительно выглядят иначе, но указать на черты, которые у нас являются общими.

Будьте открытыми — ребенок должен понимать, что вы всегда ответите на его вопрос, поощряйте детей приходить к вам с ними. Если ваши дети указывают на людей, которые выглядят по-другому, не показывайте недовольства, иначе они подумают, что эта тема — табу.

Говорите о справедливости, ведь дети должны понять, что травля является несправедливой и неприемлемой, и поэтому нам нужно работать вместе, чтобы всем было комфортно жить в обществе.

Стоит ли говорить с ребенком о расовых стереотипах? Как это сделать?

Да, ребенок может часто сталкиваться с такими стереотипами. В разговорах с другими детьми, в мультфильмах или детских шоу. Например, если баскетболистка, то обязательно темнокожая, а если мастер кунг-фу — это азиат. Детям часто бывает трудно распознать эти стереотипы — для них эти образы понятны. Как же тогда объяснить ребенку, что образы слишком упрощенные?

Присмотритесь к персонажам, которых видят дети. Попросите сравнить их с людьми, которых они знают в реальной жизни. Насколько персонажи отличаются от людей?

Объясните ребенку, что если один член группы показан определенным образом, это не проблема, но когда большинство или все члены этой группы показаны таким образом, это уже обобщение.

Найдите несколько примеров стереотипов из старых мультфильмов или книг. Объясните, что изменилось за последние 20 лет и расскажите ребенку, как было раньше.

Также помните, что ребенок перенимает установки от родителей. «Восприятие начинается с наших родительских установок, которые нам, взрослым людям, давали еще наши родители: “Не ходи туда, там цыгане живут, они могут украсть у тебя что-то”, или: “Не дружи с людьми из этой семьи, потому что они плохие — у них нет денег”. Поэтому, конечно, надо начинать с себя. Надо иметь определенные внутренние настройки, чтобы объяснить ребенку, что люди все разные, что мы должны быть разными. Но эта инаковость — в цвете кожи, разрезе глаз или этническом происхождении — не делает из человека вора или бедняка. На это влияют другие факторы — культурные, социальные, экономические. Любой может оказаться в любой затруднительной ситуации, и она не обязательно напрямую зависит от национальности или страны рождения или происхождения», — говорит Екатерина Гольцберг

А в школьных программах есть что-то по теме толерантности и разности?

Программы и учебники, используемые в начальной, средней и старшей школе, уже дают возможность говорить о многообразии. Но здесь многое зависит от личной позиции и уровня квалификации учителей. Они могут и проигнорировать эту тему.

«Важна и антидискриминационная экспертиза проектов школьных учебников. Этот процесс координируется Институтом модернизации содержания образования. Вопрос толерантности и принятия многообразия учитывается при создании образовательного контента — удаляются дискриминационные тексты и иллюстрации и добавляется контент, который изображает людей и общество во всем его многообразии», — говорит Елена Масалитина.

Ребенок увидел, как в школе издеваются над ребенком, который отличается внешне. Он рассказал об этом учителю или родителям. Есть ли какая-то «инструкция»? Что в таких случаях должен сделать педагог, а что — родители?

Квалифицированные педагоги и школьные психологи знают, как реагировать на случаи травли. Если ребенок рассказал о таком случае родителям, было бы хорошо, чтобы родители сразу проговорили с ребенком, что издеваться над любым человеком в принципе — недостойно, так же нельзя безразлично замалчивать такие случаи», — говорит Елена.

В зависимости от возраста ребенка можно попытаться найти общие и отличительные черты между этнически разными людьми, начиная с семьи и ближайших друзей и заканчивая одноклассниками и знакомыми, поговорить о том, что любое внешнее отличие человека — его особенность, индивидуальность, а не недостаток.

«Также стоит поговорить о том, что человек в течение жизни может в себе развивать какие-то положительные черты или, наоборот, избавляться от вредных привычек — и тут может еще быть какое-то поле для дискуссий, разное отношение к этому. Но есть определенные признаки, которые человек получает от рождения и не может их ни выбирать, ни изменить — например, рост, цвет кожи, какие-то черты внешности, и тому подобное. И попытки оценивать это или даже травить за них — проявление недостойного поведения человека», — говорит специалист.

«СВОЯ»

Социальная кампания стартовала в январе 2021 с настенным календарем, иллюстрациями к которому стали портреты неэтнические украинок, которые рассказывают об отношении украинского общества к межэтническим семей и, в частности, женщин. В рамках кампании будет снят документальный телефильм о преимуществах и трудности жизни и реализации женщин разного этнического происхождения в Украине, публикации их историй в сети и украинских медиа. Истории героинь кампании «СВОЯ» будут публиковаться наInstagram странице кампании. Кроме того, героини кампании призывают женщин неукраинского этнического происхождения делиться в социальных сетях своими собственными историями под хэштегом #SVOYA. Кампания СВОЯ реализуется при поддержке Швеции, Национального Демократического Института (НДИ) и Международного фонда «Возрождение».

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter — мы исправим