Мне нужна домработница. Где найти и как выбрать?

Автор:
Александр Михедов
Дата:
Мне нужна домработница. Где найти и как выбрать?

Артем Марков / «Бабель»

Нелюбовь к уборке у многих — родом из детства, когда она была тяжкой повинностью. На нее часто не хватает времени и сил, и при первой возможности мы стараемся делегировать эту обязанность «специально обученным людям». Как выбрать домработницу, кто лучше — частник или клининговая компания, сколько это стоит — разбирался корреспондент theБабеля Александр Михедов.

Домработница и клинер — одно и то же?

Домработница — это помощница по дому. Она может не только убирать, но и закупать продукты, готовить еду, ухаживать за домашними животными, выполнять мелкие поручения: сдать вещи в химчистку или полить цветы. Все зависит от договоренностей и ваших представлений о чистоте.

Домработница не обязана заниматься:

— Ремонтными работами по дому — для этого есть услуга «муж на час».

— Воспитанием детей — профессиональная няня справится с этой задачей гораздо лучше.

— Садоводством и уходом за придомовой территорией, даже если речь идет о несложной работе вроде уборки листвы.

Домработницы бывают приходящими и с проживанием. Последний вариант уместен для больших квартир и домов, в которых сложно поддерживать чистоту из-за площади. Если вы живете в обычной квартире 40—60 кв. м, уборки раз в неделю будет достаточно.

Клинер — это сотрудник клининговой компании. От домработницы его отличает знание профессиональных стандартов — им обучают всех клинеров, прежде чем допустить к работе. Профессиональный клинер разбирается в разных типах поверхностей, умело обращается с «химией» и специальной техникой типа пароочистителя и знает, как справиться с самыми сложными загрязнениями.

Кто лучше — агентство или частник?

У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы. С частником всегда проще договориться, особенно если нужна какая-то дополнительная услуга, например выгулять собаку. Кроме того, частник более гибкий в плане ценовой политики — с ним можно торговаться.

Главный минус частников — они не несут ответственности за причиненный ущерб. Если что-то пойдет не так (к примеру, домработница затопит соседей), доказать, что это произошло по ее вине, будет сложно. Чаще всего такие истории заканчиваются увольнением работника и непредвиденными расходами для хозяев.

Агентство или клининговая компания берет на себя ответственность за своих работников. Если домработница испортит ценную вещь, агентство постарается возместить ее стоимость. В случае болезни работника оперативно найдет ему замену, а если клиенту просто не нравится кандидатура, предложит альтернативные варианты.

К минусам агентства можно отнести более высокую стоимость услуг. Если частник тратится только на инвентарь (щетки, швабры, бытовая «химия»), то у клининговой компании расходов куда больше:

— Маркетинговые затраты — реклама для привлечения клиентов, бюджеты на блогеров, а также расходы на аренду офиса и складского помещения.

— Страховые взносы — с каждой уборки должна списываться определенная небольшая сумма в страховой фонд на случай возмещения ущерба.

— Заработная плата штатного персонала: координатора клинеров, бригадира, менеджера, маркетологов, дизайнеров, SMM-щиков.

— Расходы на службу безопасности — агентство обязано проверять работников на наличие судимостей, приводов в полицию, проблемных кредитов.

Сколько стоит уборка?

И агентства, и частники чаще всего определяют стоимость по количеству квадратных метров. На цену могут влиять дополнительные услуги (например мытье окон считается отдельно), а также необходимость использовать специальную технику — моющий пылесос или пароочиститель.

Цены в агентствах начинаются от 15—20 грн за кв. м, генеральная уборка — от 30 грн/кв. м, уборка после ремонта — от 50 грн/кв. м.

Услуги частников дешевле, но ненамного. Так, на сервисе «Кабанчик» минимальная стоимость уборки квадратного метра — 16 грн. Стандартная уборка однокомнатной квартиры площадью 35 кв. м обойдется в 410 грн. У некоторых частников есть фиксированная цена за уборку, но это редкость.

За рубежом, в частности в странах ЕС и США, стоимость уборки обычно привязана ко времени. В европейских странах это €18—25 евро в час, в Арабских Эмиратах — $20—25, США — $15—20.

Как проверить компетентность домработницы? На что обращать внимание?

Во-первых, на опыт — он должен быть. Опытная домработница убирает не только быстрее, но и качественнее, поскольку знает все тонкости дела.

Во-вторых, умение работать с «химией». Домработница должна уверенно отвечать на вопрос, каким средством нужно мыть акриловую ванну, а каким мраморный пол.

В третьих, умение обращаться с бытовой техникой. Многие домработницы ответственно подходят к работе, но по незнанию выводят из строя дорогостоящую технику клиента.

Для домработницы крайне важен внешний вид. Человек с грязными ногтями, немытыми волосами и в мятой одежде вряд ли способен навести чистоту в доме.

Имеет значение и манера общения. Если человек возмущается нечистоплотностью хозяев, оценивает интерьер квартиры или дома, заводит разговоры на темы политики и религии, связываться с ним точно не стоит.

Человек, которому очень нужна работа, может преувеличивать свои возможности, не договаривать о личных обстоятельствах, скрывать конфликтность. Поэтому если человек нужен надолго, лучше установить испытательный срок.

Как быть уверенным, что домработница ничего не украдет или не сломает? Или не захочет примерить мои вещи?

Если коротко — никак. В теории можно заключить договор и прописать в нем условия компенсации ущерба и сумму. Но на практике частник скорее всего откажется выполнять условия или вовсе исчезнет. Даже если обратиться в суд, то привлечь его к ответственности будет практически невозможно.

А вот уменьшить риски можно. Если в квартире или доме есть драгоценности и наличные деньги, лучше перестраховаться и спрятать их на время прихода домработницы. Ценные или памятные вещи, которые легко разбить или сломать, тоже стоит переложить в надежное место.

Важно помнить, что помощница по дому — живой человек, а не робот-пылесос. Затаенная обида на хозяев может вылиться в неадекватное поведение: домработница начнет примерять одежду хозяина, пользоваться его зубной щеткой, ложиться в кровать, пока никого нет дома. Чтобы избежать подобных инцидентов, нужно очень тщательно отнестись к выбору такого помощника.

Идеальный способ контроля — камеры наблюдения. Реальный случай из практики одной киевской клининговой компании: клинер уже закончил уборку, и клиент по камерам увидел, что она в кроссовках вернулась в комнату, чтобы выключить свет. Клиент отправил видео в офис. В итоге он получил бесплатную уборку, а с клинером провели жесткую беседу.

Если домработница все-таки нанесла ущерб, как мне его возместить?

Если ущерб нанес сотрудник клининговой компании, сразу сообщите об инциденте менеджеру. Он определит потенциальную сумму ущерба и предложит варианты решения проблемы. Клининговые компании обычно дорожат репутацией и в большинстве случаев идут навстречу клиенту. Если клинер повредил стену — пришлют мастера для ремонта, разбил тарелку — купят и доставят новую. В качестве компенсации компания также может предложить бесплатную уборку.

С частником придется договариваться самостоятельно. Если домработница признает свою вину, согласуйте с ней сумму ущерба и предложите вычесть из оплаты уборки. Главное — оставаться человеком даже в такой неприятной ситуации, а не устраивать истерику по поводу разбитого магнитика с холодильника.

Я недоволен качеством уборки. Как быть?

Если вы пригласили частника. Перед уборкой дайте четкие указания, акцентируйте его внимание на том, что именно он должен сделать — например, в обязательном порядке убрать пыль под диваном. Если результат уборки вас все-таки не устраивает, укажите на критические моменты и попросите их исправить. «Я не буду платить за некачественную работу» — это здравый аргумент, но что такое «качественная работа» в вашем понимании, лучше пояснить до, а не после уборки.

Если вы пригласили клинера из агентства. Обычно на сайте агентства есть есть чек-лист — описание того, что должен сделать клинер. В спорной ситуации чек-лист помогает определить, кто прав. Если, например, клиенту не нравится, как помыли зеркала и эта услуга есть в чек-листе, он вправе попросить перемыть их. Если клинер наотрез отказывается доделывать свою работу, вступает в споры или вовсе хамит, нужно сразу звонить менеджеру.

Хорошо, где найти нужного человека?

C домработницами отлично работает сарафанное радио — узнайте у друзей и знакомых, могут ли они кого-то порекомендовать. Частников также можно поискать на OLX или «Кабанчике». На сайте Homey.pro есть черный список домашнего персонала. До сих пор живы форумы: например, на форуме Одессы теме о домработницах и нянях уже 11 лет, и люди продолжают рекомендовать толковых работников.

Если вы хотите вызвать клинера из агентства, загляните на сайт Vgorode — здесь самые полные списки киевских, днепровских, львовских, харьковских и одесских клининговых компаний. Не стоит забывать и про силу соцсетей — вбейте в поиск название компании и почитайте, что о ней пишут.