Ученые приблизились к ответу на вопрос, кто был первым предком животных на Земле

Дмитрий Мрачник

Derek Keats / Flickr

В XIX веке ученые представляли морских губок как первых животных на Земле, и долгое время эти примитивные существа считались ближайшими к предкам царства, к которому относятся и люди. Однако новый анализ геномных данных свидетельствует о том, что подобная теория имеет недостатки — предком животных могут оказаться совсем не подводные пузыри, которые не имеют ни нервов, ни органов или мышц.

Об этом пишет Science Alert.

Новое исследование, опубликованное в журнале Nature, ставит под сомнение классическое представление о первых животных и говорит, что геномные данные указывают на гребневиков — морских существ длиной до полутора метров, с прозрачным, желеобразным телом и развитой нервной системой.

Большинство гребневиков — хищники, которые питаются как микроскопическими животными, так и небольшими ракообразными. Первые представители этого типа животных появились по меньшей мере полмиллиарда лет назад.

_ A Sparrow at home / Flickr

Если эти похожие на медуз животные — действительно первые, то получается, что губки несколько регрессировали в развитии. Однако биологи не видят в этом противоречия, поскольку эволюция не идет простым путем. Ученые приводят как пример птиц и летучих мышей — эволюционно связанных существ, которые, однако, развили крылья и научились летать независимо друг от друга.

Одни модели исследования указывают на гребневиков как первых животных нашей планеты, а другие модели с теми же данными указывают на губок. Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки, однако их комбинация позволит понять эволюцию животных значительно лучше.

По заключению ученых, наиболее вероятно, что первыми были именно губки, а гребневики отделились от них на очень раннем этапе эволюции и быстро развились, получив симметричное строение тела, способность свободно передвигаться и так далее. Именно из-за быстрого скачка в эволюции этих прозрачных животных складывается впечатление, что они появились первыми.

Таким образом, если считать первыми губок, то от них происходят гребневики, а параллельно развиваются все остальные: хордовые, моллюски, членистоногие и прочие. Если считать первыми гребневиков, они просто меняются местами с губками.

Ученые подчеркивают, что озабоченность вопросом о происхождении животных создает новые подходы и переоценивает старые. Кто бы ни оказался самым первым животным — губка или гребневик, дебаты на эту тему только откроют для науки новые сферы, которые еще предстоит исследовать.

• Ученые завершили исследование генома утконосов и выяснили, что эти животные — «смесь» птиц, рептилий и млекопитающих. Геном этих животных может раскрыть секреты нашей собственной эволюции и того, как наши далекие родственники перешли от откладывания яиц до кормления молоком.
  • Исследователи акул в Новой Зеландии обнаружили трех глубоководных родственников этих рыб, светящихся в темноте, причем одна из них — самая большая из всех люминесцентных хордовых.
  • Осьминоги испытывают боль и реагируют на нее так же, как и большинство млекопитающих — переживание выходит за рамки обычного рефлекса и является сложной эмоцией. Ученые впервые доказали такую особенность среди беспозвоночных животных.