Верховная Рада приняла законопроект «О внутреннем водном транспорте». За проголосовали 276 народных депутатов. В Министерстве инфраструктуры и Офисе президента назвали решение историческим и стартом реформы речных перевозок.
Благодаря закону планируют возродить речные перевозки. Один из авторов законопроекта, нардеп «Слуги народа» Артем Ковалев заявил, что эта отрасль не имела базового закона, что привело к упадку речной инфраструктуры, которая, по его словам, изношена на 75%. Закон охватит и отрегулирует все сферы деятельности водного транспорта — вопрос госрегулирования речной инфраструктуры, перевозки грузов и пассажиров, судоходство.
Министр инфраструктуры Владислав Криклий отметил, что новый закон позволит увеличить грузопоток до 30 млн тонн в год с экономическим эффектом для государства в 13—16 млрд грн в год, а также улучшить конкуренцию на рынке и увеличить инвестиции.
Кроме того, по его словам, новый закон позволит:
- перевести часть груза с автодорог на реку, чем значительно разгрузить дороги и уменьшить затраты на их ремонт. Например, 1 млн тонн грузов, перевозимых по реке и перенаправленных с наземного транспорта, уменьшает расходы на ремонт дорог на 1 млрд грн в течение четырех лет;
- использовать мощности Днепра не на 10%, как сейчас, а на полную;
- создать Госфонд развития внутренних водных путей для обеспечения надлежащего технического состояния судоходных шлюзов на Днепре;
- обеспечить развитие пассажирских речных перевозок, в том числе международных;
- стимулировать судостроение и восстановление украинских предприятий;
- либерализовать рынок, допустив суда под иностранным флагом, и стимулировать международную торговлю;
- упростить административные процедуры при регистрации судов и выдаче квалификационных документов.
«РБК-Украина» отмечает, что закон вступит в силу с 1 января 2022 года. Однако ряд его статей — только через три года со дня опубликования документа.