Министр Резников объяснил, как Украина будет амнистировать боевиков на Донбассе и кому «не будут прощать»

Автор:
Екатерина Кадакова
Дата:

Самым главным критерием для проведения амнистии в отношении участников войны на Донбассе будет степень тяжести преступлений.

Об этом заявил вице-премьер, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Алексей Резников в интервью Zn.ua.

«Амнистия — одно из обязательных условий переходного правосудия. Потому что ее главная цель — разоружить и прекратить сопротивление большинства людей, находящихся сегодня в окопах с оружием. Ведь если человек не знает, что у него есть шанс жить дальше мирной жизнью, то он не вылезет из окопа и будет до последнего сражаться. До 1980-х годов во всех основных конфликтах шли путем так называемой тотальной амнистии, когда прощали всех. При тотальной амнистии нарушались права жертв. Нарушалось право на правду, на знание, кто совершал преступления. Нарушалось право на справедливость», — рассказал он.

По словам Резникова, он является сторонником переходного правосудия, которое описано в выступлении в 2004 году тогдашнего генсека ООН Кофи Аннана.

«Это означает, что военные преступления, геноцид, преступления против человечности не могут быть амнистированы ни при каких условиях. Те, кто хладнокровно организовывал и совершал убийства, пытал, мародерствовал, не могут быть амнистированы ни при каких условиях. И даже гипотетическое принятие Украиной некоего закона, условно говоря о «тотальной амнистии» (как многие интерпретируют), противоречило бы международным принципам и конвенциям. Военных преступников догоняют и через 20, и через 30, и через 40 лет. Поэтому украинская формула амнистирования точно так же не может включать военных преступников, убийц, которые совершали преступления против человечности и гуманизма, а также «верхушку» — организаторов этих преступлений», — пояснил чиновник.

Также вице-премьер отметил, что, по его мнению, человек, который стоит на КПВВ в униформе и с автоматом и занимается тем, что поднимает и опускает шлагбаум, но не совершал тяжких преступлений, должен попасть под амнистирование.

«Но его командир, который отдавал команды, убивал, пытал в тюрьме «Изоляция», не может быть амнистирован ни при каких условиях. И в случае его задержания несет наказание по полной программе. Амнистия — это освобождение от наказания или от других видов преследования за совершенные деяния. Но это не значит, что тебе скажут, что ты не совершал правонарушений. Совершал. Ты выступил против конституционного строя государства, в котором живешь. Кто-то может даже прийти добровольно и сказать, что служил в таких-то подразделениях, например, в инженерных войсках, занимался разминированием, считает, что подпадает под амнистию. Проводим проверку, убеждаемся, что он не убивал, не совершал тяжких преступлений, — амнистируем», — добавил он.

В то же время Резников заявил, что закон об амнистии нужно принимать уже сейчас и говорить об этом с обществом.

«Считаю, что надо садиться и писать новый — понятный украинскому обществу на всей территории Украины, в том числе в Крыму и оккупированной части Донбасса [закон]. Чтобы там люди знали: даже если они сегодня служат оккупационному режиму, но не совершали преступлений, то не должны переживать, что после деоккупации их будут преследовать. Мы понимаем, что сейчас для многих это способ выживания, потому что они там — как заложники. Нам нужно создать какие-то временные судебные инстанции, в частности с международным присутствием, чтобы обеспечить доверие, потому что без доверия эта система не будет работать. Возможно, это будут временные комиссии. Это не значит, что человек не может появиться позже — через несколько лет, но тогда уже будут работать украинские суды, прокуратура, правоохранительные органы. Ключевым элементом разграничения в амнистии будет тяжесть совершенного правонарушения», — считает министр.