Офис президента вернул Генеральной прокуратуре запрос относительно публичных заявлений пресс-секретаря Владимира Зеленского Юлии Мендель без рассмотрения. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
Там отметили, что Генпрокуратура не имела законных оснований требовать от ОП опровержения или подтверждения публичных заявлений Мендель. «Порядок получения документов закреплен в главе 15 УПК Украины «Временный доступ к вещям и документам». При этом статья 159 УПК Украины устанавливает, что такой временный доступ возможен исключительно на основании постановления следственного судьи. В связи с этим письмо и запрос, которые поступили в Офис президента, возвращен Генпрокуратуре без рассмотрения», — пояснили в ОП.
В президентской канцелярии добавили, что основанием для направления запроса об истребовании документов является расследование следователем уголовного производства, а порядок расследования определяется только уголовным процессуальным законодательством.
«Таким образом, для осуществления каких-либо действий (в частности истребования документов) следователь должен руководствоваться конкретной нормой УПК Украины, а ссылка на статью 93 (сбор доказательств) УПК Украины как на законное основание для сбора доказательств является ошибочным», — подчеркнули в ОП.
О чем речь?
6 июня в прямом эфире телеканала «1+1» в ток-шоу «Право на владу» Мендель заявила, что бывают случаи, когда украинские военные на Донбассе, отвечая на провокации террористов, стреляют по гражданским объектам, в результате чего гибнут мирные жители.
«Очень часто наши военные поддаются на провокации. Когда стреляют из жилого дома, школы, сада, любого места, где находятся гражданские люди. И после этого начинается обстрел этого дома. Таким образом гибнут наши люди, украинцы. Собственно, речь шла о том, чтобы не поддаваться на провокации», — сказала она.
В ГПУ отметили, что в России расследуют свыше 230 уголовных дел в отношении бойцов ВСУ и добробатов, которые принимали участие в АТО и ООС, и уже заочно обвинили около 70 украинских военнослужащих в якобы обстрелах объектов гражданской инфраструктуры. Украинская сторона опровергла эти обвинения и подала материалы в офис прокурора Международного уголовного суда.
На этом фоне заявления Мендель об обстреле бойцами ВСУ жилых домов могут использоваться Россией в информационной войне против Украины.
- Ранее стало известно, что Мендель 1 июля приходила на допрос в Генеральную прокуратуру, но отказалась свидетельствовать.
- После этого ГПУ направила запрос в Офис президента. Аппарат ОП просят уточнить, высказывалась Мендель как официальное лицо или озвучила свою личную позицию, и откуда у нее данные о том, что украинские военнослужащие «допускают обстрел гражданских объектов на востоке Украины».
- Юлию Мендель пытались допросить дважды — военная прокуратура вызвала ее на допрос 26 или 27 июня. А в здание Администрации президента к ней приходил следователь Генеральной прокуратуры Юрий Ковальчук, чтобы поговорить как со свидетелем по делу. Мендель поговорила с ним, но отказалась подписать протокол допроса после разговора, поскольку он происходил без официального объявления.