Европейский суд по правам человека обязал Украину выплатить гражданину Китая Ю Чжану компенсацию за незаконное заключение, говорится в решении суда.
Что случилось?
1 мая 2009 года в Харькове произошла драка между четырьмя украинцами и группой китайских студентов, которые отдыхали на пикнике. Среди них был и Чжан.
Во время драки одного из украинцев ударили ножом, от полученных травм он скончался в больнице. По подозрению в убийстве задержали и арестовали именно Чжана.
Судебное разбирательство длилось 3 года, а в ноябре 2012 года вступил в силу новый Уголовный процессуальный кодекс. Из-за этого украинский суд отказался принимать во внимание все показания китайцев — свидетелей преступления, потому что они к этому времени уже уехали из Украины.
Суд настаивал, что их показания не могут трактоваться в пользу защиты, потому что китайцы не свидетельствовали непосредственно в суде. В июле 2013 года Киевский райсуд Харькова приговорил Чжана к 12 годам тюремного заключения, его апелляции отклонили.
Обвинение основывалось на показаниях двух украинцев — участников драки, которые во время преступления находились в состоянии алкогольного опьянения. В январе 2015 года китаец подал жалобу в ЕСПЧ. Через год Чжана выпустили из тюрьмы, и он уехал в Китай.
Что решил ЕСПЧ?
Европейский суд по правам человека единогласно постановил, что Украина нарушила ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции о правах человека.
По мнению суда, Чжана приговорили на основе противоречивых и непоследовательных показаний свидетелей обвинения, а суд не принял во внимание показания стороны защиты. Также ЕСПЧ подчеркнул, что против Чжана неправильно применялись новые нормы УПК. Суд постановил, что Украина должна была выплатить заявителю €7,5 тыс. компенсации за моральный ущерб.
- ЕСПЧ перед этим обязал Украину выплатить €11 тыс. каждому из 12 ромов, пострадавших в погроме поселения на территории Одесской области в 2002 году.
- Кроме этого, Донецкий апелляционный суд, ссылаясь на решение Европейского суда по правам человека, признал право жителя Донецкой области обменивать землю. Вопреки мораторию на продажу земли.