Супруга экс-главы Администрации президента Виктора Медведчука телеведущая Оксана Марченко осваивает Гавриковское нефтяное месторождение в России, говорится в расследовании программы «Схемы».
Журналисты обнаружили, что бизнес в России, который ведет семья Медведчука, основан после 2014 года.
По выписке из реестра Минюста в Украине у Виктора Медведчука бизнеса почти нет. Единственная коммерческая компания, учредителем которой является Медведчук — ООО «Форпостинвест», занимающаяся бизнес-консультированием. Остальные основанные Медведчуком фирмы связаны с общественной деятельностью: он соучредитель ОО «Союз адвокатов Украины» и руководитель ОО «Украинский выбор — право народа».
Но его жена Оксана Марченко, по данным реестра, является основательницей, конечным бенефициаром или собственником существенной части не менее чем десяти компанияй. Эти фирмы занимаются недвижимостью и строительством, финансами, работают в сельском хозяйстве и медиа, заготовляют лес.
«Схемы» обнаружили, что у Марченко есть компании не только в России, но и в аннексированном РФ Крыму.
«Сразу три украинские компании, конечным бенефициарным владельцем которых является участница «Танцев со звездами», с 2015 по 2016 годы вошли в число соучредителей фирмы ООО «ТАВРИЯ-ИНВЕСТ», зарегистрированной по российскому законодательству в марте 2015 года в Ялте», — говорится в расследовании журналистов.
По их мнению, фирму ООО «ТАВРИЯ-ИНВЕСТ» создали, чтобы управлять имуществом в Крыму после аннексии. В то же время журналисты заметили, что у нее общий директор с московской фирмой с похожим названием — ООО "ИК «ТАВРИЯ СЕВЕР». Им является Инна Палий.
Владельцы этой фирмы скрываются за кипрскими компаниями: сначала VENTOLOR INVESTMENTS LTD, потом — VENTOLOR HOLDING LTD. Кроме того, журналисты обнаружили, что Марченко — единственная владелица кипрской компании TUMILLON INVESTMENTS LTD, которая через другие кипрские компании владеет долей в 51,1% российской компании-победителя конкурса на право добывать нефть на Гавриковском месторождении.
Это одно из трех крупнейших месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе. Его запасы оценивали более чем в 40 миллионов тонн. В конкурсе на добычу нефти на этом месторождении компания-победительница «НЗНП Трейд» обошла «Роснефть» благодаря поставленным условиям. Согласно им, участвовать могли только компании из Ростовской области. На этой территори была только одна фирма — «НЗНП Трейд». Тогда «Роснефть» даже жаловалась на дискриминационные условия конкурса на нефтяное месторождение.
Российские СМИ связывают фирму «НЗНП Трейд» с группой компаний «Юг Руси», владельцем нефтеперерабатывающего завода в Ростовской области. Журналисты отмечают, что несмотря на то, что конкурс прошел три года назад, только в этом году фирма «НЗНП Трейд» начала обустраивать месторождение и закупать оборудование для него.
Это произошло после изменения структуры собственности компании.
«Тридцать два процента компании принадлежит ООО «Дол», которую контролирует Василий Кислов — отец бизнесмена-агрария Сергея Кислова. Доля в 14,9% и 3% принадлежит Наталье Лавренюк и фирме «Развитие». А вот наибольшая доля — 50,1%, принадлежит кипрской фирме Ventolor Holding LTD, в которой, по данным кипрского реестра, 13 декабря 2017 года сменился собственник», — сообщают журналисты.
Далее они обнаружили, что другая кипрская компания — TUMILLON INVESTMENTS LTD — является основателем кипрской фирмы Ventolor Holding LTD, которой принадлежит 50,1% российской фирмы «НЗНП Трейд», выигравшей конкурс на добычу нефти в РФ. Единственный владелец TUMILLON INVESTMENTS LTD — Оксана Марченко.
Кроме этого, кипрские фирмы Марченко владеют и долей в «Торговом Доме НЗНП» — компании, которая специализируется на продаже нефтепродуктов.
«Причем потенциальный рынок сбыта нефтепродуктов, которые будут добывать на Гавриковском месторождении и перерабатывать в Ростовской области — это оккупированная российскими гибридными силами часть украинского Донбасса, на которой действуют группировки «ЛНР/ДНР», — заявляют журналисты со ссылкой на украинских и российских экспертов.
Украинский специалист и аналитик UPECO Александр Сиренко рассказал журналистам, что на оккупированных территориях нет жесткого контроля со стороны Украины.
«Там нет ни таможни, ни налоговой, там нельзя отследить объемы и цены. Это открыло ящик Пандоры для дельцов или бизнесменов», — отмечает эксперт.