Издание «Тиждень» опубликовало отрывки из мемуаров бывшего президента Франции Франсуа Олланда «Уроки власти», где он вспоминает о ночи с 11 на 12 февраля 2015 года, когда шла работа над Минскими соглашениями.
О позиции сторон
Олланд вспоминает, что президент России Владимир Путин хотел максимально выиграть время и отсрочить прекращение огня, чтобы дать возможность сепаратистам окружить украинскую армию и завоевать дополнительные позиции. «Намерения Владимира Путина были вполне очевидными. Он хотел сохранить свое влияние на русскоязычные регионы и максимально ослабить проевропейскую власть в Киеве».
Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель, в свою очередь, надеялись «прекратить стрельбу и найти компромисс, который сохранил бы территориальную целостность Украины». Но переговоры продолжались бесконечно и были безрезультатными, что соответствовало целям российской стороны.
О работе над соглашением
Первый черновик будущих Минских соглашений, по воспоминаниям Олланда, писала Меркель. «Она никому, даже своим советникам, не позволяла формулировать статьи соглашения. Такой у нее темперамент и такая методика: она очень серьезная, старательная и внимательная».
Тем временем Президент Украины Петр Порошенко и Путин постоянно повышали голос друг на друга. «Российский президент так разнервничался, что стал угрожать окончательно раздавить войско своего визави. Это показало, что российские войска на востоке Украины есть. Путин спохватился и взял себя в руки».
Об утре после ночи переговоров
В семь утра, когда лидеры четырех стран договорились, что огонь на Донбассе прекратят через четыре дня и никакой автономии в оккупированных регионах не будет, Путин заявил, что ему надо проконсультироваться с главарями сепаратистов. Он ушел из комнаты, а Меркель, Олланд и Порошенко немного задремали в креслах. В девять утра становится известно, что сепаратистам соглашение не подходит.
«В этот раз наше терпение лопнуло. Даже не говорится, чтобы согласиться на поражение. Мы настаиваем на немедленном свидании с российским президентом и узнаем, что пока мы пытались, как могли, поспать в переговорном зале, он устроился в большом кабинете с кроватью, которая даже казалась комфортабельной... Он отдохнул за эти два часа и имел более свежий вид, чем мы».
Меркель «ледяным тоном пообещала Путину длительную изоляцию». Он помедлил и вышел позвонить. «Через несколько минут он возвращается и сообщает, что сепаратисты — те самые, о которых он говорил утром, мол, их не знает, — согласны».
О цели Путина
«Его цель — максимально ослабить Киев, надеясь со временем увидеть у власти команду, более уступчивую российским интересам и более отдаленную от Евросоюза. Больше всего он не хочет вступления Украины в НАТО и получения оружия, которое могло бы изменить баланс сил».
По мнению Олланда, президент РФ пытается восстановить свою зону влияния на территориях бывшего СССР, но теперь речь идет не о противостоянии между общественными системами, а о борьбе национальных интересов. «Глава РФ предпочитает видеть вокруг своего государства ледяную полосу покоренных земель. Его тактика заключается в поощрении к столкновениям его друзей с его врагами, чтобы потом заморозить эти конфликты. Серая зона уже сформировалась на границах с Украиной, Грузией, Молдовой, Азербайджаном. Эти страны независимы, но ослаблены».