Тексты

Польские юристы приехали в Украину агитировать против Стамбульской конвенции. Они связаны с адвокатом Трампа, российскими бизнесменами и бразильскими фанатиками — разбор «Бабеля»

Авторы:
Dmytro Rayevskyi, Евгений Спирин
Дата:

Instytut na rzecz Kultury Prawnej Ordo Iuris / Facebook

Двадцать второго октября Конституционный трибунал Польши признал неконституционным право на аборт в случае врожденных пороков плода. В стране начались протесты, которые уже можно назвать успешными — правительство Польши не стало публиковать решение и призвало к дискуссии. Все это время польская пресса писала о том, что за решением Конституционного трибунала стоит группа лоббистов — Институт правовой культуры Ordo Iuris. В октябре члены этой организации дали пресс-конференцию в Киеве, где выступили против того, чтобы Украина ратифицировала Стамбульскую конвенцию. «Бабель» рассказывает, что это за организация и как консерваторы по всему миру образуют коалиции, чтобы бороться за «традиционные ценности».

Ordo Iuris предлагает консервативную альтернативу Стамбульской конвенции

В конце октября в Украину приехала делегация из Польши — вице-президент Ordo Iuris Тимотеуш Зых, члены организации Никодем Берначак и Каролина Павловска. Они дали пресс-конференцию, Павловска — развернутое интервью Укринформу, а Зых появился в передаче «Час: Online» на «5 канале». Многие украинские СМИ опубликовали их пресс-релиз. Везде гостей позиционировали как экспертов-юристов, которые борются против Стамбульской конвенции и предлагают альтернативу — Конвенцию по правам семьи.

Стамбульская конвенция не устраивает консерваторов, потому что содержит понятие «гендер». А любое государство, которое ее ратифицирует, обязано внести поправки в свое уголовное законодательство. В 2016 году Петр Порошенко вносил в Верховную Раду законопроект о ратификации конвенции, но его не приняли и отправили на доработку. Владимир Зеленский в мае 2020 года пообещал внести в парламент аналогичный проект, но пока этого не сделал. Против ратификации активно выступает Всеукраинский совет церквей, консервативные организации и депутатское объединение «Ценности. Достоинство. Семья».

Альтернативная Конвенция по правам семьи Ordo Iuris смещает акценты с защиты женщин и детей от домашнего насилия в сторону автономии семьи от общества и государства. Во главу угла конвенция ставит права родителей — они имеют право участвовать в разработке школьных программ и регулировать, какие предметы их ребенок изучать не будет, мотивируя это защитой нравственности. Отдельно прописано право школ внедрять религиозные уроки.

Если Стамбульская конвенция позволяет социальным службам забрать ребенка из семьи и поместить в специальное убежище на время расследования фактов домашнего насилия, то Конвенция по правам семьи позволяет забрать ребенка только ненадолго в критических ситуациях, а отлучать ребенка от родителей имеет право только суд, если есть серьезная угроза его жизни или здоровью. Ключевыми причинами домашнего насилия в Ordo Iuris считают бытовой алкоголизм и «разрушение традиционных семейных связей».

Вице-президент Ordo Iuris Тимотеуш Зых на протесте против ЛГБТ, январь 2019 года.

Instytut na rzecz Kultury Prawnej Ordo Iuris / Facebook

Ordo Iuris и американские лоббисты вместе выступают против абортов

Польские медиа заговорили о влиянии Ordo Iuris еще в 2016 году, во время предыдущей попытки запретить аборты. Именно правоведы из Ordo Iuris написали проект закона, который Сейм провалил после общенациональной акции протеста.

В 2020 году консерваторы пошли другим путем — через Конституционный трибунал. К тому времени они заручились поддержкой партии «Право и справедливость».

Обсуждая вопрос абортов, трибунал учитывал мнения независимых юристов. За шесть дней до принятия решения суд ознакомился с заключением Европейского центра права и правосудия (ECLJ). Заключение было радикальным: «Аборт — это не право, а нарушение или отступление от права на жизнь».

ECLJ — это европейский филиал Американского центра права и правосудия (ACLJ), группы консервативных юристов на базе протестантской медиагруппы Christian Broadcasting Network. Именно CBN, согласно расследованию Bellingcat, финансирует борьбу против прав ЛГБТ-людей в Украине. А представитель CBN Руслан Кухарчук встречал делегацию Ordo Iuris в Украине вместе с нардепом от «Слуги народа» и главой депутатского объединения «Ценности. Достоинство. Семья» Святославом Юрашем.

ACLJ руководит юрисконсульт Джей Секулоу. Именно он защищал интересы Трампа на слушаниях по поводу российского вмешательства в выборы президента США 2016 года и во время попытки импичмента. Юристы ECLJ активно действуют в Страсбурге, участвуя в рассмотрении дел Европейским судом по правам человека в качестве третьей стороны и независимых экспертов. И отстаивают консервативную позицию в делах, касающихся абортов, разводов и ЛГБТ.

ECLJ и Ordo Iuris — друзья и партнеры. Они вместе заседают в Экономическом и Социальном Совете ООН и участвуют в делах ЕСПЧ, выступая экспертами по правам человека. Себя они называют «цивилизацией жизни», а сторонников права женщины на аборт и Стамбульской конвенции — «цивилизацией смерти».

Джей Секулоу, личный поверенный президента США Дональда Трампа, беседует с журналистами за пределами зала Сената в Капитолии во время процесса по импичменту, округ Колумбия, США, 22 января 2020 года. 

Bloomberg / Contributor

Основатели Ordo Iuris на международном уровне сотрудничают с российскими фондами

Согласно уставу Ordo Iuris, основателями и бенефициарами организации являются Славомир Олейничак и Аркадиуш Стельмах. Эти же люди в 1999 году основали Ассоциацию христианской культуры имени отца Петра Скарги, одноименные институт и фонд.

Ассоциация Петра Скарги является давним партнером «Всемирного конгресса семей» (WCF) — американской консервативной коалиции и ежегодного мероприятия с таким же названием. Один из основных спонсоров WCF — Фонд апостола Андрея Первозванного, которым руководит бывший директор «Российских железных дорог» Владимир Якунин. С 2015 года Якунин находится под санкциями США за поставку оружия в самопровозглашенные «ДНР» и «ЛНР».

Официальный представитель WCF в России Алексей Комов — бизнес-партнер российского бизнесмена Константина Малофеева, одного из спонсоров боевиков на Донбассе. Досье на Комова есть в базе «Миротворца», он руководит международными программами Фонда святителя Василия Великого, главным попечителем которого является Малофеев. Фонд фигурирует в разных расследованиях как «кошелек» и европейских консерваторов, и пророссийских боевиков в Украине. Комов — регулярный гость саммитов Agenda Europe. В 2016 году саммит прошел в Варшаве, среди партнеров мероприятия — Ordo Iuris и ECLJ. Ordo Iuris подписывали инициированную WCF декларацию.

В 2019 году «Всемирный конгресс семей» проходил в итальянской Вероне. Гостей принимал тогдашний министр внутренних дел Италии и друг Путина Маттео Сальвини. Среди спикеров — президент Молдовы Игорь Додон и функционер РПЦ, протоиерей Димитрий Смирнов. Украину представлял бывший депутат Верховной Рады Павел Унгурян.

В 2014 году конгресс должен был пройти в Москве. Среди партнеров планировался и Институт Петра Скарги. Но WCF отменил мероприятие из-за «возможной ответственности», после того как США и ЕС ввели экономические санкции против России в ответ на вторжение в Украину. Тем не менее небольшая конференция в закрытом режиме в Москве все-таки состоялась.

Ordo Iuris связаны с бразильскими христианскими фундаменталистами

На сайте Института Петра Скарги можно найти упоминание об еще одной международной организации. Институт начал свою деятельность «...вдохновленный Ассоциациями защиты традиций, семьи и собственности (TFP)...».

Tradition, Family and Property — это сеть ультраправых католических организаций, основанная в Бразилии в 1960 году. Институт Петра Скарги использует логотип TFP — золотой лев. Логотип Ordo Iuris — голова этого льва.

Логотипы слева направо — Ordo Iuris, Ассоциация Петра Скарги, Tradition, Family and Property

Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»

TFP подозревали в причастности к запугиваниям и даже убийствам неугодных священников в Южной Америке. Во Франции Комиссия по расследованию культов называет организацию псевдокатолической. А христианское издание Journal Chrétien в 2006 году писало: «Основные претензии к TFP ― это интеллектуальное мошенничество, идеологическая обработка, разрушение личности последователей, отделение их от семей, культ основателя, систематическая и деструктивная критика всего, что существует».

Марш за семью, Вашингтон, США, март 2013 года.

Tradition, Family, Property - TFP / Facebook

Tradition, Family, Property - TFP / Facebook

Tradition, Family, Property - TFP / Facebook

Статус общественных организаций позволяет ассоциациям TFP в разных странах действовать независимо от Католической церкви. Их американский филиал фигурирует в расследовании Open Democracy, где речь идет о 28 американских организациях, которые профинансировали ультраправых по всему миру на 280 миллионов долларов. В списке Open Democracy есть и ACLJ Джея Секулоу. Расследование Associated Press в январе 2020 года раскрыло многомиллионные финансовые переводы между благотворительными христианскими организациями, фирмами Секулоу и членами его семьи, на счетах которых эти деньги и оседали.

3,3 миллиона долларов получил от ACLJ его российский филиал — Славянский центр права и правосудия, которым руководит адвокат Владимир Ряховский, член Совета по правам человека при президенте РФ. Многих других получателей еще предстоит идентифицировать.

Tradition, Family, Property - TFP / Facebook

Instytut na rzecz Kultury Prawnej Ordo Iuris / Facebook

Люди с символикой ультраправой католической организации TFP, Сент-Огастин, Флорида, 2016 год.

Tradition, Family, Property - TFP / Facebook