Секретарь СНБО Алексей Данилов поручил Кабмину разобраться с долгами МАУ и заявил, что существует угроза «внезапного прекращения» внутреннего и внешнего сообщения. Угроза существует или Данилов утрирует?
Я бы не хотел комментировать заявления секретаря СНБО, меня не было на заседании, мне не известен ни контекст, ни действующие лица. Я не видел оригинальный текст протокольного решения.
Задолженность перед государственными предприятиями существует значительно дольше, чем я работаю
Facebook / Олексій Данілов
У МАУ долги перед «Борисполем» и «Украэрорухом», о каких суммах идет речь, и встречались ли вы по этому поводу с профильным министром Александром Кубраковым
Думаю, вы понимаете, что решения Кабинета министров распространяются на государственные предприятия. Как только у них
У меня была рабочая встреча с министром. Видно, что человек с первых слов «ныряет в глубину», пытается разобраться в ситуации, конструктивный.
Все же, о цифрах. По информации Forbes, в конце 2020 года долг МАУ перед аэропортом «Борисполь» составлял 500 миллионов гривен, а перед «Украэрорухом» — 1,3 миллиарда.
Поскольку оспариваемые задолженности находятся в судах
Кроме «Борисполя», есть долги перед другими аэропортами?
В тех, куда летаем, нет. Есть в тех, куда сейчас не летаем. Если помните, полеты в прошлом году [из-за локдауна и эпидемии коронавируса] прекратились довольно одномоментно и финансовые расчеты мы успели провести не со всеми. Оплаты аэропорту — это не только сборы. Там может быть handling
В 2019 году глава «Украэроруха» Андрей Ярмак рассказывал, что проблемы с оплатой у МАУ начались в сентябре 2018 года, а в 2019-м компания платила частично — почему перестали платить еще до локдауна?
Мы платим все текущие платежи. В судах действительно находится оспариваемая сумма. К сожалению, юридическая позиция формировалась до моего прихода в МАУ и я не могу комментировать этот вопрос. Знаю только, что оспаривается экономика тарифа. Если бы в Украине был орган, который занимается регулированием тарифов на транспорте по принципу НКРЕКП
Когда в конце 2014 года я пришел в «Борисполь», первое, что сделал, — пригласил МАУ за стол переговоров. До этого компании находились в политической конфронтации. Это дало мгновенный экономический эффект — уже в 2015 году платежи от МАУ возросли в шесть раз относительно предыдущего периода. Диалог и медиация способны творить экономические чудеса.
Данилов проводит параллели с авиакомпанией «Аеросвіт» — в 2012 году она не смогла рассчитаться по долгам и закрылась. МАУ может повторить ее судьбу?
В 2012 году, когда обанкротилась «Аеросвіт», я работал в «Укрзалізниці»
Вы общались с акционерами
Нет, не общался. Финансовое состояние компании хорошо известно Наблюдательному совету. Согласно уставу, именно он мой работодатель.
Чего вы ждете от государства, можете назвать основные пункты?
Если речь не идет о прямом финансировании, как поступили все европейские правительства по отношению к своим авиаперевозчикам, то можно говорить о налоговых каникулах, налоговой льготе, реструктуризации задолженности, стабилизационном кредите в государственном банке. Возможность докапитализации путем вхождения в акционерный капитал теоретически тоже существует. Таким путем пошло правительство Италии относительно своего национального перевозчика Alitalia.
На какой стадии суды с предприятиями?
Не знаю деталей, только общую картину. Их ведут юристы в разных инстанциях.
У МАУ есть десять лизингодателей, часть из них
Я лично не знаю ни одного нашего лизингодателя. Все договора лизинга заключены задолго до моего прихода в МАУ. Но что я знаю точно — платим мы всем одинаково, без каких-либо преференций. С момента введения карантина мы платим лизингодателям за фактические налеты, так называемый power by hour.
Какой вы видите выход из ситуации с долгами — списание, реструктуризация, льготный кредит?
Реструктуризация на обозримый период. Это мировая практика и самое цивилизованное решение. О списании, конечно, речь не идет. Вы знаете, что я руководил «Борисполем», а позже был первым замом. Я прекрасно понимаю, что аэропорт — не благотворительная организация, как, собственно, и «Украэрорух».
Юлия Вебер / «Бабель»
К концу года Владимир Зеленский обещает создать национального перевозчика. Вы рассматриваете его как конкурента МАУ, знаете подробности этой истории?
Чисто юридически государственная и частная форма собственности равны, поэтому государство как собственник не должно создавать преференций государственной авиакомпании. С точки зрения бизнеса, у меня есть опыт управления как государственными, так и частными предприятиями. Первые, нужно признать, сильно дискриминированы в спектре управленческих решений.
Вы допускаете, что МАУ частично или полностью национализируют?
Я не могу это комментировать. У компании есть собственники и Наблюдательный совет. Это решение выходит далеко за рамки моей финансовой ответственности. А политикой я не занимаюсь вообще.
Теоретически, если МАУ национализируют, о каких активах речь? Ваши самолеты в лизинге, помещения в аренде, что представляет из себя компания?
Практически у всех авиакомпаний самолеты в лизинге, а помещения в аренде — авиационный бизнес так построен. Кстати, у нас офис в собственности, но вряд ли это является настоящим added value
В апреле 2021 года вы готовились к возобновлению дальнемагистральных рейсов, но этого не произошло. Почему и когда они возобновятся?
Мы готовились к тому, что откроются границы — это было обязательным условием восстановления дальнемагистральных рейсов. Границы не открылись. Темпы вакцинации не обнадеживают
Тем не менее, мы строим обнадеживающие планы на весенне-летнюю навигацию уже 2022 года, в том числе, по восстановлению дальнемагистральной программы. Во-первых, все самое страшное уже позади, и мы уже психологически готовы к любым вызовам. Во-вторых, украинцы никогда не были основными нашими клиентами на лонгхоллах
Когда МАУ может выйти на доковидный уровень, есть ли такая аналитика у авиакомпании?
Мы в тренде прогнозов IATA
К 30-й годовщине Независимости Украины МАУ объявила о скидках 30 процентов на множество направлений, есть ли спрос на эти рейсы? И как быстро компания вернет деньги пассажирам, если в стране объявят новый локдаун?
Глубина бронирования
Какие суммы вы уже выплатили пассажирам за отмененные во время пандемии рейсы и сколько еще предстоит выплатить?
С начала пандемии — 44 миллиона долларов. Сколько еще нужно выплатить — не могу ответить, обрабатываем заявки по мере поступления, это динамичный процесс.
Государство рассчиталось
Нет.
В начале августа МАУ отчиталась о прибыли за первое полугодие — 21,7 миллиона гривен. Как вы получили прибыль
Чудес не бывает. Главная задача бизнеса в такой период — оптимизация расходов, потому что доходы не гарантированы. Реструктуризация задолженности [компании] находится за скобками этого показателя, а оптимизация штата — часть процесса. Это парадоксально, но мы экономически выглядим сейчас лучше, чем в 2019 году, потому что не выполняем убыточных рейсов, и потому что оптимизировали косты
Акционеры компании вливали в нее деньги в 2020 и 2021 году. О каких суммах речь?
Это не публичная информация. Акционеры нам помогают.
Получила ли МАУ компенсацию от Ирана
Нет.
8 января 2020 года, команда спасателей на месте крушения украинского Boeing-737. Самолет упал недалеко от тегеранского аэропорта имени Имама Хомейни вскоре после взлета.
Getty Images
В июне ваши адвокаты заявили, что вам вручили обвинительный акт по делу НАБУ
Уже начались и скорее бы закончились. Это приносит много эмоциональной боли моей семье, ребенку, маме, которой 84 года и которая читает новости. Моя совесть чиста — сплю я спокойно, но мало.
Ходят слухи, что из-за уголовного дела вы временно отошли от управления компанией, это правда?
Эти слухи распространяют те, кто далек от дел компании. Но сплетня, как говорится, делает людей гораздо интереснее, чем они есть.