Нардеп «Голоса» попросил НАБУ проверить Украинский культурный фонд — прямо во время перевыборов главы фонда. Цена вопроса — сотни миллионов гривен. Что происходит? Максимально просто

Автор:
Dmytro Rayevskyi
Редактор:
Gleb Gusev
Дата:
Нардеп «Голоса» попросил НАБУ проверить Украинский культурный фонд — прямо во время перевыборов главы фонда. Цена вопроса — сотни миллионов гривен. Что происходит? Максимально просто

В 2020 году Кабмин выделил 590 миллионов гривен на поддержку культуры в условиях пандемии. Распределял деньги Украинский культурный фонд (УКФ) через два конкурса по программе «Культура во времена кризиса: институциональная поддержка». В феврале 2021 года закончился трехлетний контракт с исполнительным директором УКФ Юлией Федив. Сейчас идет конкурс на должность директора, в котором она тоже участвует. Одиннадцатого марта народный депутат от «Голоса» Ярослав Железняк обратился в НАБУ и в Государственную аудиторскую службу Украины с требованием проверить, как УКФ выделял деньги из «антиковидного» фонда. По мнению депутата, некоторые грантовые заявки согласовывали с нарушениями. В ответ экс-нардеп и бывшая заместитель министра культуры Ирина Подоляк обвинила Железняка в попытке дискредитировать Юлию Федив во время выборов директора фонда. Позицию Подоляк поддержало немало деятелей культуры. Железняк утверждает, что не пытается повлиять на смену руководства УКФ. «Бабель» поговорил со сторонами конфликта и рассказывает, что происходит в Украинском культурном фонде.

Девятого марта закончился срок подачи документов от кандидатов на должность исполнительного директора УКФ. Всего в конкурсе примут участие 13 кандидатов, в том числе и Юлия Федив, которая три года руководила фондом.

Десятого марта Союз концертной индустрии Украины (СКИУ) заявил о нарушениях, которые допустил УКФ, выдавая гранты из фонда борьбы с COVID-19. Председатель СКИУ, член «Голоса» и управляющий партнер концертного зала Stereo Plaza Максим Шульженко утверждает, что деньги выделялись с нарушениями, в том числе компаниям, которые последние два года официально не вели деятельность, не платили налоги и не содержали сотрудников, имели доход намного ниже от суммы гранта, или их основной КВЭД вообще не предусматривает помощи из фонда. В то время как артисты и компании, которые действительно пострадали от пандемии, денег не получили. Одиннадцатого марта заявления в НАБУ и Государственную аудиторскую службу с теми же утверждениями написал Ярослав Железняк.

Ирина Подоляк написала, что заявления Железняка и Шульженко — это скоординированная атака против Юлии Федив и руководства УКФ. Ее поддержали директор «Довженко-центра» Иван Козленко, нардеп Соломия Бобровская, бывший министр культуры Владимир Бородянский, генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синкевич, соучредитель Ukrainian Fashion Week Ирина Данилевская и еще немало деятелей культуры. Козленко написал, что эти события — часть борьбы «заинтересованных участников рынка» за бюджетные средства, в которой нардепа Железняка использовали «вслепую».

«Потеряв доходы, представители рынка [развлечений] обратили пристальное внимание на государственные субсидии (институциональные гранты УКФ). Однако, на их пути к намерениям монополизировать государственный ресурс стали прозрачные процедуры УКФ. Не имея опыта заполнения заявок, часть претендентов на институциональные гранты допустила ошибки и была отсеяна на уровне технического отбора. Часть — не смогла подтвердить убытки, поскольку большая доля рынка развлечений находится в тени, избегая налогообложения. Часть — вообще не имеет юридического статуса, а следовательно, для государства не существует... Так «обиженные» начали борьбу за власть в УКФ, запустив кампанию по дискредитации институции в разгар конкурса на должность ее председателя», — считает Козленко.

Максим Шульженко говорит, что не собирается вмешиваться в конкурс на должность директора УКФ. «У нас нет фаворита среди кандидатов, мы не упоминали Юлию Федив в своих заявлениях. Лично я не против, чтобы она переизбралась на второй срок. Мы вообще не идем туда в руководство. Речь не об этом, а о нарушениях, которые вытекают из документов», — сказал он в комментарии «Бабелю». С позицией Ивана Козленко он также не согласен, потому что ООО «Стерео Плаза Групп» получило от УКФ почти один миллион гривен, то есть дело не в обидах тех, кому грантов не досталось.

Шульженко отмечает, что еще в октябре он показывал те же документы из заявления СКИУ в Минкульте. Девятнадцатого февраля на Event Industry Forum он публично спрашивал Юлию Федив об ошибках в грантовых заявках, но она не ответила. «Мы на сайте Союза обнародовали документы, никто не отреагировал. Мы показали эти документы депутату Ярославу Железняку, он написал заявление в НАБУ, и вот тогда уже об этом заговорили», — говорит он.

По словам Шульженко, индустрия концертов и ивентов сильно пострадала во время пандемии коронавируса, а 590 миллионов гривен, выделенных из «антиковидного» фонда через УКФ — это единственный шанс получить помощь от государства. «Мы видим, что деньги выделялись компаниям, которые вообще не осуществляли никакой деятельности во время карантина, не имели доходов и не платили налоги. Нас оскорбляют и обвиняют в том, что мы не имеем отношения к сфере культуры. Я могу только показать, сколько мы платим налогов. И как налогоплательщики мы вправе спросить, как распределяются средства», — говорит Шульженко.

Пятнадцатого марта УКФ официально ответил на обвинения. Среди прочего, руководство фонда утверждает, что они не выделяют средства на основе финансовых отчетов компаний, их доходов и налогов. Некоторые заявители действительно не соответствовали условиям конкурса по своим основным КВЭДам. Их заявки УКФ отдельно согласовывал с Минкультом.

При этом УКФ соглашается с тем, что иногда ошибался, выдавая деньги, но это не массовое явление. Некоторые ошибки, на которые указал Шульженко, фонд уже обнаружил. В этих случаях компании будут возвращать грантовые деньги. Все остальные аргументы СКИУ в фонде считают субъективной интерпретацией законодательства.

Шестнадцатого марта ситуацию вокруг УКФ официально прокомментировало Министерство культуры и информационной политики. В министерстве заявили, что не согласовывали с фондом никакие решения по грантовым заявкам.

«В официальной позиции Украинского культурного фонда, размещенной на его сайте, представлены ложные факты о роли МКИП в распределении средств грантов институциональной поддержки от УКФ. Министерство не вмешивается в оперативную деятельность УКФ по распределению средств грантов институциональной поддержки. В частности, по предоставленным Украинским культурным фондом фактам о согласовании с МКИП выделения грантов по неосновным КВЭД сообщаем, что такого согласования с МКИП не было», — говорится в заявлении.

В УКФ заявление Минкульта пока не комментируют.

Шестнадцатого марта депутат Ярослав Железняк написал, что отозвал свои заявления в НАБУ и Государственную аудиторскую службу. Он встретился с Юлией Федив, и она пообещала, что УКФ самостоятельно проверит все заявки и отчеты грантополучателей. Если найдут ошибки — будут расторгать договоры и возвращать деньги.