Если нужно, переезжайте в другую страну
Рискните, ведь вы всегда можете вернуться
Жизнь непредсказуема и полна неожиданностей. Иногда приходится рискнуть и решиться на большие перемены.
Мне был сорок один год, мой бизнес в Йоханнесбурге процветал, мы жили в красивом доме. Я наконец почувствовала, что жизнь наладилась.
Илон хотел переехать в Канаду. Он намеревался и дальше изучать компьютеры и программирование и считал, что в Северной Америке у него будут лучшие перспективы. Илон попросил меня подать заявку на восстановление гражданства, чтобы он и его брат с сестрой также могли стать гражданами Канады.
Тоска хотела переехать вместе с ним, потому что считала, что в Америке жить интереснее. Когда ей было тринадцать, она решила изучать французский в Alliance Francaise 1 — на случай, если ей удастся переехать в Канаду. Дочь очень заинтересовали эти языковые курсы, потому что она прочитала, что французский является вторым государственным языком в Канаде.
Я тоже решила подтянуть французский. Я изучала его в школе, поэтому записалась на сложный курс. Каждая группа в Alliance Francaise время от времени организовывала представления, и мои сокурсники сказали:
– Нам нужна оперная певица.
Никто из нас не умел хорошо петь.
Я сказала:
– Моя дочь сможет выступить!
– Но она на начальном курсе. И еще не знает французского, — возразили они.
– Мы что-нибудь придумаем, — пообещала я.
Мы взяли в аренду роскошное золотое платье и парик, и Тоска спела на французском. Хотя она была совсем юная и еще не очень хорошо владела языком, но приняла вызов и выступила просто великолепно.
Никто не узнал ее! Некоторые даже возмущались, что мы пригласили профессиональную певицу и поэтому у нас было преимущество. Все были поражены, когда узнали, что выступала моя тринадцатилетняя дочь.
Все равно Тоска волновалась из-за того, что не успела досконально изучить французский, потому что, например, в Южной Африке проваленный экзамен по бурскому языку перечеркивал все другие оценки. Она была убеждена, что рано или поздно мы переедем, и волновалась, что во время учебы в Канаде плохое знание французского станет ей помехой.
Мы долго готовились к переезду. В конце концов нам прислали новые паспорта, и через три недели Илон поехал в Канаду. Тогда ему было семнадцать.
Я дала ему несколько адресов и две тысячи рандов (две тысячи долларов). Помните сто рандов, которые я получила за победу в конкурсе красоты за двадцать лет до этого? Друг посоветовал мне вложить эти деньги в акции. После рыночного краха в 1969 году, когда мои сто рандов превратились в десять, я открыла счет на имя Илона и забыла об этих деньгах. Когда я вспомнила о счете, на нем было уже две тысячи рандов. Поэтому сын смог купить билет на самолет и прожить в Канаде несколько недель.
Я сообщила нескольким своим родственникам в Канаде о приезде Илона, хотя он, конечно же, опередил мои письма. В те годы письма преодолевали такое расстояние за шесть недель.
Илон вышел из самолета в Монреале и позвонил моему дяде, но тот не брал трубку. Тогда Илон позвонил нам домой за наш счет и спросил:
– Что мне делать?
Я посоветовала ему найти отделение YMCA. Тогда он поехал в Торонто к другому дяде, но и его не нашел. После этого Илон сел в автобус в Саскачеван, чтобы найти моих кузенов.
Он просто появился у них на пороге и сказал:
– Привет, я сын Мэй.
Восемнадцать ему исполнилось уже в Канаде.
Тоска, которой тогда вот-вот должно было исполниться пятнадцать, сказала:
– Может, нам стоит поехать к Илону? Посмотреть, что он там делает.
Однако я только недавно поступила в Кейптаунский университет, чтобы получить степень доктора философии.
Поэтому ответила:
– Закончу обучение, а потом мы поедем вместе.
– Если мы не собираемся переезжать, то я сама поеду в Канаду, и там меня встретит Илон, — не сдавалась Тоска.
Мне не очень понравилась эта идея, и я согласилась сама поехать и посмотреть, как там, в Америке. Я не очень хотела переезжать, но Илон уже был в Канаде, Кимбал говорил, что хочет переехать после окончания школы, а Тоска и слышать не хотела о том, чтобы остаться в Южной Африке. Я ни за что не могла позволить двум младшим детям одним переехать в другую страну. Самое меньшее, что я должна была сделать, — поехать туда и оценить ситуацию.
Я нашла двух диетологов, которые согласились принять моих клиентов, пока я буду в Канаде. Помимо этого, они переехали в мой дом, чтобы присмотреть за Тоской.
В Канаде мы с Илоном объездили пять провинций и посетили разные университеты, чтобы иметь представление об имеющихся возможностях. Меня готовы были взять на работу во всех университетах, кроме монреальского: там сказали, что мой уровень французского недостаточно хороший для исследовательской работы.
Я заинтересовалась Университетом Торонто, потому что там мне предлагали должность научного сотрудника с десятью рабочими часами в неделю, благодаря чему у меня оставалось бы время для частной практики, обучения и модельных заказов. Кроме того, Торонто — центр модельного бизнеса Канады. А еще дети сотрудников университета могли учиться в нем бесплатно.
Также я посетила модельные агентства в пяти крупнейших городах Канады. Тогда мне было уже за сорок, и я сомневалась, что кого-то заинтересую. Но все сказали мне «да»: им нужна была старшая модель.
Через три недели я вернулась в Йоханнесбург и узнала, что Тоска продала наш дом, всю мебель и автомобиль. Эту пятнадцатилетнюю девушку ростом почти метр восемьдесят совсем не волновало то, что она слишком юная и ей не разрешены такие вещи. Меня встретил пустой дом. У меня больше не было автомобиля.
Я могла только подписать бумаги и забыть о своих пожитках. Уже через несколько недель мы покинули страну. Кимбал должен был присоединиться к нам, когда окончит школу.
Все спрашивали, почему я не разозлилась на Тоску за то, что она продала наш дом, автомобиль и мебель. Что ж, в чем-то она была права. Мы говорили о том, что со временем переедем в Канаду, и Тоска просто хотела ускорить этот процесс. Если член вашей семьи выражает замечательную идею, не спорьте с ним, даже если речь идет о кардинальных изменениях.
Переезд в Торонто оказался превосходным решением для нашей семьи, потому что там нас действительно ждали новые возможности.
Мне удалось построить успешный бизнес в Йоханнесбурге и мне нравилось в этом городе, но мои дети видели свое будущее в Америке. Мы могли начать с Канады. Мы знали, что сначала будет сложно, но все выдержали, нашли свое место и со временем получили вознаграждение за свои усилия.
Прежде всего меня утешила неожиданная мысль: после двадцати лет ада я могу больше не бояться встречи с бывшим мужем. Жизнь без страха просто замечательная. Даже если вы не уверены, что переезд — это хорошее решение, напомните себе, что вы всегда сможете вернуться. Я не вернулась.
Если вы понимаете, что пора двигаться дальше, рискните и сделайте это. Пообещайте себе побыть по крайней мере три года в новой стране и сосредоточьтесь на обустройстве новой жизни. Если за три года вы поймете, что жизнь не улучшилась и вы не чувствуете себя счастливыми, возвращайтесь.