1
Группу Jinjer узнают по их вокалистке Татьяне Шмайлюк: молодой черноволосой девушке с пронзительным голосом. Она приветствует зал словами “We are band from Ukraine” и исполняет как высокие партии, так и гроул. Тане немного за тридцать, ее руки и шея забиты татуировками, веки подведены яркими стрелками. Вне сцены она ведет себя скромно и много шутит. Говорит, что любовь к метал-музыке ей привил старший брат. «Он на шесть лет старше, и я всегда к нему тянулась, подражала. Он слушал такую музыку — и я слушала. Но, правда, потом он перестал, а я до сих пор нет», — рассказывает Таня. Она родилась и выросла в Горловке Донецкой области, еще двое коллег по группе — тоже из этого региона.
Именно в Горловке больше десяти лет назад и возникла группа Jinjer — ее основал Максим Фатуллаев, который вскоре эмигрировал в США. Таня в то время играла в другой группе, гитарист Роман Ибрамхалилов — в третьей. «Мы все были знакомы между собой, даже иногда подменяли друг друга на концертах», — вспоминает он. Однажды так позвали выступить Таню. «Моя группа тогда распадалась на глазах, и я хотела все бросить. Но ребята из Jinjer уговорили меня всего на один концерт», — вспоминает она. С тех пор она стала лицом и голосом группы, за ней подтянулись Роман и бас-гитарист Евгений Абдюханов. Несколько лет они играли в основном в Донецке и Горловке. Денег музыка почти не приносила, их они зарабатывали на обычных работах. Таня подрабатывала в брачном агентстве для иностранцев, Евгений работал на стройке и преподавал английский. Роман в разное время совмещал концерты с работой коммунальщиком, на металлургическом заводе, на бумажной фабрике и мясокомбинате. С момента основания состав Jinjer полностью изменился: последним к группе в 2016 году присоединился барабанщик Владислав Уласевич, который раньше играл в группе «ЗЛАМ».
Первое признание пришло к Jinjer после клипа Exposed As a Liar в 2012 году. «Вроде ничего особенного, но он за первый месяц 100 тысяч просмотров на YouTube собрал — тогда для нас это были большие цифры», — говорит Евгений. Группу начали звать на концерты в разных городах Украины. Это был их первый тур. В 2013 году музыкантов впервые пригласили в Европу — с гастролями они поехали по Румынии.
Воспоминание о первом выступлении на европейской сцене вызывает у ребят много эмоций. «Мы это никогда не забудем! — говорят они в один голос и смеются. — У нас не было денег, мы набрали с собой еды, взяли сало и поехали. Это было настоящее приключение!» После украинских концертных площадок румынская сцена казалась им невероятной. «Все было по-другому, на уровень выше: звук, организация, атмосфера», — говорит Роман. Ребята заметили, что в Европе совсем по-другому относятся к «тяжелой» музыке, не так как в Украине. «Там она не считается музыкой для маргиналов. Люди приходят даже не на конкретную группу, а просто выпить пива и отдохнуть с друзьями после работы», — говорит Евгений.
Весной 2014 года, когда на Донбассе началась война, группа возвращалась с тура по Западной Европе. «В Горловку мы ехали уже через блокпосты. Тогда мы поняли, что это серьезно и надолго», — вспоминает Рома. Взвесив все «за» и «против», ребята решили уезжать. Особенно на этом настаивал Евгений — его жена была беременна, и оставаться дома было небезопасно. Для переезда выбрали Львов — крупный город, много знакомых, рядом граница с ЕС. «Это было очень тяжелое время, мы экономили на всем», — говорит Евгений. Они решили больше не искать других работ и целиком посвятить себя музыке. Таня вспоминает, что концертов было очень много, они постоянно были в дороге: «Мы принимали все предложения, не отказывались ни от чего. Даже если бесплатно, за еду. Но со временем все наладилось, и мы начали неплохо зарабатывать».
В репертуаре Jinjer много отсылок к Донбассу — например, на песню Cloud Factory Таню вдохновил Горловский коксохимических завод. «Мы постоянно ездили мимо него из Макеевки в Горловку. Помню, был мороз, голубое прозрачное небо, и дымил завод. И я подумала: это же завод по производству облаков, — говорит она. — А потом уже пошли песни о войне». В оккупированной Горловке у музыкантов остались родители, они стараются ездить к ним хотя бы раз в год. «Этот год был первым, когда мы не смогли попасть домой из-за карантина», — говорит Таня.
2
Спустя год бесконечных концертов по Европе Jinjer заметил австрийский лейбл Napalm Records — один из самых крупных в мире метала. Лейбл взялся за продвижение группы — помогает записать альбомы и продавать диски в музыкальных магазинах по всему миру. «Теперь нам постоянно фанаты присылают фотографии из разных стран: вот смотрите, ваш диск, ваш винил. Это очень приятно», — говорят музыканты. После Jinjer Napalm Records подписал контракт еще с тремя украинскими группами: Motanka, Stoned Jesus и 1914. «После нас они увидели, что с украинскими группами можно работать: что наши музыканты трудолюбивые и целеустремленные, закаленные в боях», — говорит Евгений.
За последние несколько лет Jinjer объездили с концертами весь мир: были в Северной и Южной Америках, Австралии, Японии, странах Африки. «В каждой стране у нас есть местный фан-клуб, приходят не только украинцы», — говорит Евгений. По его словам, этим Jinjer кардинально отличается от других украинских групп, выступающих за границей. Во время туров Jinjer, как правило, играют в небольших клубах на 200—300 человек, но иногда это залы по 2—2,5 тысячи людей. На фестивалях все работает по-другому — там больше людей, и на выступление могут прийти даже те, кто слышит их впервые.
На гастроли в США Jinjer попали весной 2018 года — они выступали на разогреве метал-группы Cradle of Filth. Тур оказался изнурительным: выступать в среднем приходилось по 5—6 дней подряд. «Максимум у нас было девять концертов подряд, на большее нас не хватило. Это каждый концерт в новом городе — то есть ты играешь, спишь, весь день в пути, опять концерт», — говорит Таня. Свои туры они стараются делать не такими насыщенными.
На 2020 год у Jinjer были грандиозные планы. Группа должна была отыграть больше ста концертов в разных странах. Сначала — тур по Латинской Америке: Колумбия, Чили, Перу, Аргентина, Бразилия. Дальше — выступления на летних фестивалях в Европе, потом — очередной тур по США. Но из-за карантина они успели выступить только в Сальвадоре, Гватемале и Мексике. «Каждое утро мы вставали и решали, едем ли в следующий город. Ложишься спать с мыслью, что завтра концерта уже не будет», — вспоминает Евгений. «Мы буквально бежали от локдауна, но он все-таки нас догнал», — говорит Таня.
3
В последний раз Jinjer играли в Украине в 2019 году. Это был большой сольный концерт в клубе «Бинго» и выступление на фестивале Atlas Weekend. По словам ребят, редкие концерты в Украине — не случайность, а осознанный выбор. «Наши артисты выступают на всех площадках по три раза подряд. В итоге — через пять лет они уже никому не нужны, от них устают. Мы считаем, что это неправильный подход», — объясняет Евгений. К тому же, говорит он, в украинских городах почти нет подходящих площадок для метал-концертов: «Еще и во время карантина многие закрылись, например, «Бинго» в Киеве». В то же время музыканты немного обижены тем, что о них почти не пишут украинские медиа. «Мы ездим по всему миру как украинская группа, нас знают и любят, разве это не повод для гордости дома?» — говорит музыкант.
В Украине о Jinjer вспомнили в начале марта 2020 года, когда они анонсировали два концерта в России. Группу раскритиковали украинские фанаты, некоторые называли их сепаратистами и предателями. Сами Jinjer говорят, что были готовы к негативной реакции, но все равно приняли такое решение. Они объясняют: в России они хотят отыграть сольные концерты для своих фанатов, которые их там ждут. «Россия мне не враг. Люди, которые там живут — мне не враги, — говорит Евгений. — Мой враг — это правительство России, но я не для него еду выступать. Я еду играть для обычного пацана из Питера». Музыканты утверждают, что едут в Россию не ради денег, а чтобы популяризировать свою музыку. «Российские группы массово приезжают сюда, собирают тут деньги и увозят их в Россию. Но и это не все: они привозят сюда часть своей культуры, у них тут появляются поклонники», — говорит Роман. Его мысль поддерживает Влад: «Почему везти российскую культуру в Украину — нормально, а украинскую культуру в Россию — нет?»
Концерты Jinjer в России запланированы в Москве и Санкт-Петербурге на 2021 год, но могут снова перенестись из-за карантина. Отменять их из-за критики музыканты не собираются. «Мы пять лет отказывались от приглашений на российские музыкальные фестивали, потому что все они заангажированы, — говорит Евгений. — Фестиваль «Нашествие» с танками и самолетами — это действительно зашквар, но сыграть сольный концерт, привезти свою культуру, показать, что украинская группа — на мировом уровне — это то, что мы должны и обязаны делать». Из-за скандала Jinjer поссорились с некоторыми украинскими музыкантами и потеряли часть поклонников. Концерты в Украине в ближайшее время Jinjer не анонсировали, но планируют выступить тут в рамках европейского тура в 2022 году.