О приложении
С Александром Федоровым мы встречаемся в офисе Genesis, в промышленной зоне киевского Подола. Он пришел в компанию в 2017-м, а через два года начал развивать астрологическое приложение Nebula в рамках одной из дочерних компаний Genesis — OBRIO. До этого Александр вместе с командой работал в другом проекте Genesis, который занимался музыкальным стримингом. В какой-то момент инвесторы предложили искать новую нишу для развития, и команда остановилась на астрологии.
«В 2018 году компании, которые разрабатывали приложения Co-Star и Sanctuary, подняли большие суммы на инвестициях в Кремниевой долине. Мы поняли, что эта тема виральна и подогрета, поэтому ее надо развивать. Мы запустились в мае 2019 года с двумя функциями: гороскоп на день и проверка совместимости по знаку зодиака. Между идеей и запуском прошел месяц», — рассказывает Федоров.
Оказалось, что рынок астрологических приложений высококонкурентный и сложный. Сейчас в одном только App Store пять тысяч приложений по астрологии. Но добавить новое уже нельзя — Apple ограничил эту возможность, потому что приложения очень похожи между собой.
К астрологам приходят практически с такими же вопросами, с которыми идут к психологу: люди хотят разобраться в своей жизни и проблемах, понять, правильно ли они выбрали карьеру или партнера.
«Астрологи снова популярны: социальные сети рождают неуверенность в себе, а пандемия коронавируса усиливает тревогу за будущее. Люди расстраиваются, не знают, что делать, впадают в депрессию. Они ищут моральную поддержку и опору и находят ее в астрологии», — считает Александр.
О команде — обычной и астрологической
На старте над Nebula работали восемь человек, спустя три года их стало сорок, не считая астрологов: фронтенд- и бэкенд-разработчики, отдел контента, люди, которые следят за работой астрологов, маркетологи, продакт-менеджеры и инженеры. На вопрос о том, как нанимают людей работать над таким экзотическим продуктом, Александр отвечает, что если человек подходит по навыкам, но считает астрологию ерундой, с ним не работают.
«Если человек скептически относится к теме, ему неинтересно и непонятно, то зачем продолжать общение? Я тоже верю в астрологию, особенно в совместимость по знаку зодиака. Впрочем, в нее верят большинство людей», — говорит он.
Тексты для астрологических приложений могут писать обычные копирайтеры или астрологи, которые глубоко погружены в тему. Специалиста найти сложнее. Тем не менее в Nebula решили идти по второму пути — сейчас в проекте работают 58 астрологов на фрилансе.
«Новых людей ищут отдельные сотрудники проекта — на фриланс-биржах или у конкурентов. Астрологи не привыкли общаться в Facebook, отвечать на электронную почту. Кажется, они до сих пор живут в аналоговом мире», — рассказывает Федоров.
Чтобы попасть в команду, кандидаты выполняют тестовое задание: они должны прочесть натальную карту клиента, с которым уже работали в Nebula. Задание проверяют лид-астрологи. Еще смотрят на манеру общения и на то, есть ли сертификат, подтверждающий квалификацию.
«Качество консультаций и текстов — важная часть успеха нашего продукта. Чтобы сотрудничество было эффективным, мы учим сотрудников писать интересно и без ошибок. Можно сказать, что мы воспитываем поколение диджитал-астрологов», — добавляет Александр.
О текстах и монетизации
Контент в приложении строится на натальной карте. Ее рассчитывают на основе времени и места рождения — эти данные человек вводит, когда регистрируется. Готовой базы предсказаний нет, ее создают с нуля. Часть текстов пишет астролог, а часть — генерирует искусственный интеллект. Самая популярная функция — проверка совместимости знаков зодиака.
«Мы не пишем человеку плохие новости, публикуем только положительные предсказания. Если человек обращается за консультацией и астролог видит, что все будет плохо, мы или перефразируем ответ на более нейтральный, или не отвечаем совсем и возвращаем деньги», — объясняет Федоров.
У приложения три источника монетизации: премиум-подписка, реклама и консультации с астрологами. Больше всего денег приносит подписка. Она стоит 15 долларов в месяц и 50 навсегда. В проекте планируют перейти на модель, где основным каналом монетизации будет плата за консультацию астролога. Сейчас ответ на вопрос в live-чате стоит 8 долларов. Клиент может оставить астрологу чаевые.
О клиентах и конкурентах
Больше всего приложением пользуются женщины старше 18 лет. Они хотят понять, какое будущее их ждет. Большинство — из англоязычных стран, а также из Бразилии и Испании.
Я спрашиваю Александра о работе с жалобами и возражениями.
«Если клиент жалуется, мы стараемся разобраться в каждом конкретном кейсе. Но чаще всего идем на уступки и просто даем бесплатную подписку на полгода. Нам важнее удержать клиента и оставить его довольным. В ІТ в целом очень важны продукты, с которыми человек проведет много времени, а предсказания и гороскопы хорошо удерживают пользователя».
В среднем клиенты используют приложение пять с половиной минут за сеанс. Александр говорит, что с началом пандемии коронавируса ниша приложений mental health выросла на четыре тысячи процентов, а количество пользователей Nebula увеличилось вдвое.
«Мы конкурируем с лидерами — это приложения Co-Star, Pattern и Sanctuary. Cейчас работаем над созданием сообщества. Это будет своеобразный Reddit, где пользователи, которые увлекаются астрологией, смогут пообщаться с единомышленниками и обсудить разные темы», — рассказывает Федоров.