Что происходило в мировой музыке? Дуа Липа стала главной поп-певицей планеты, Майли Сайрус тоже молодец, а Леди Гага — нет. Итоги-2020

Автор:
Саша Вареница
Редактор:
Глеб Гусев
Дата:

Артем Марков / «Бабель»

«Бабель» и компания LG подводят музыкальные итоги года. По нашей просьбе Саша Вареница, основатель лейбла Popcycle Records и музыкального агентства «Много воды», отмотал пленку на начало и послушал все самое важное еще разок. Он называет главный поп-хит 2020 года, вспоминает треки Леди Гаги, Дуа Липы и Майли Сайрус, на нескольких примерах объясняет, почему британским электронщикам нет равных, и восхваляет эстетику 1980-х — а мы объясняем достоинства линейки портативных колонок LG XBOOM Go.

Поп-хит года: Harry Styles — “Adore You”. Британский бойз-бенд One Direction принято встречать насмешками. Неужели кому-то еще интересны баллады слащавых мальчиков о безответной любви? Гарри Стайлз порвал шаблон «слащавого мальчика» еще в 2017 году, когда сыграл в военной драме Кристофера Нолана «Дюнкерк». А в 2020 году он триумфально запустил сольную карьеру. Стильный романтичный поп-рок в духе поздних A-Hа — как же мы соскучились именно по такой поп-музыке!

Видео на главный хит “Adore You” снимал Дейв Майерс — лучший клипмейкер мира последних двух лет.

Ностальгия года: Kylie Minogue — “Magic”. Диско, неон, ретровейв, софиты и диско-шары. Казалось бы, сколько можно? Но солидная поп-музыка (исключая рэп, трэп, латину и тропикал хаус) сегодня может опираться только на эстетику 1980-х. Неслучайно практически все главные поп-альбомы 2020 года — The Weeknd, Dua Lipa и даже The Killers — пропитаны духом той эпохи. Дальше всех в порыве ностальгии пошла Кайли Миноуг. Ее новый альбом называется Disco — и он ожидаемо прекрасен.

Мать года: Jessie Ware — “What’s Your Pleasure”. Британская соул-певица Джесси Уэйр не побоялась взять паузу на пике славы и надолго пропала с радаров. Куда? Почему? Выяснилось, что за время длинного отпуска она родила двух детей и тихо вернулась к работе в студии. Безо всякой спешки и дедлайнов Джесси Уэйр записала цельный, тщательно продуманный поп-альбом, где собрала множество потрясающих музыкальных идей и свежих решений. Если секрет идеальной поп-музыки — это отсутствие спешки, то стоит записаться в движение «слоулайферов» прямо сейчас!

В записи альбома участвовали артисты из Simian Mobile Disco, Kindness, Metronomy.

Камбэк года: Roisin Murphy — “Something More”. «Джесси Уэйр и Дуа Липа, я пришла за вашими париками, с*чки!» — заявила в недавнем интервью неувядающая королева диско Ройшн Мерфи. Дерзкий тон оправдан: годы идут, а британская дива все так же хороша, как и 22 года назад, когда весь мир сходил с ума от ее песни “Sing it Back” — тогда еще в составе группы Moloko. Ройшн мечтала стать звездой мирового масштаба — уровня Кайли Миноуг или Мадонны. Ей не хватило совсем немного, и это сильно ударило по ее самолюбию. Долгих 13 лет она экспериментировала, пока наконец не пришла к гармонии и балансу. Ее новый альбом Roisin Machine — это яркие, выразительные, коммерчески успешные диско-боевики.

Никакой трехминутной сингловой формы в угоду радиостанциям. Ройшн делает идеальный дэнс-поп, но больше не желает вписываться в форматы и тренды мирового мейнстрима.

Несправедливость года: The Weeknd — “Blinding Lights”. В 2020 году от этой песни невозможно было спрятаться. Она была не просто в горячей, в пламенной ротации всех радиостанций и музыкальных телеканалов — и породила множество подражаний (послушайте, к примеру, украинский хит TAYANNA «Эйфория»). Казалось, в этом году The Weeknd соберет все возможные премии и награды. Все сильно удивились, когда он не получил ни одной номинации на Grammy. Разгорелся скандал, который ударил по репутации премии.

MTV Awards поставили артисту самый впечатляющий номер в своем шоу. Смотреть до 02:42 — это самая эффектная музыкальная постановка уходящего года.

Чувство меры года: Dua Lipa, Angele — “Fever”. В 2020 году Дуа Липа стала главной поп-певицей планеты. Ее альбом Future Nostalgia — это гигантский проект с дорогими клипами, убойными хитами и агрессивной промокампанией. В какой-то момент ее стало слишком много. Казалось, еще шаг и певица превратится в пародию на саму себя. Но Дуа Липе повезло с мудрой и проницательной командой. На контрасте с мегаломанским альбомом они выпустили простое, чуть ли не любительское видео на дуэт с малоизвестной французской певицей Angele. Дуа Липа здесь не живая поп-икона, а простая девчонка из соседнего подъезда — и это завораживает.

Характер года: Mylie Cyrus — “Midnight Sky”. Если Дуа Липа — идеально тренированная, обученная работе на камеру, но в целом достаточно картонная и однообразная поп-певица, то Майли Сайрус — натуральная бестия, которая пожирает сердца. Вышел ее глэм-альбом Plastic Hearts, и Майли наконец разрешили выпустить наружу всех ее демонов (а их, видимо, немало): орать во весь голос, давать похабную рок-н-рольную хрипоту и наследовать скандальные образы Кортни Лав и Дебби Харри из Blondie. Майли Сайрус настолько вошла во вкус, что даже безобидную “Last Christmas” исполнила в стиле Guns N`Roses.

Недоразумение года: Lady Gaga — “Rain on Me”. С конца нулевых Леди Гага утюжила планету пауэр-поп хитами. После записала уютный джазовый альбом с ветераном Тонни Беннетом. Прошло еще несколько лет, и она спела дуэтом с Metallica. Затем покорила всех душераздирающим кантри в дуэте с Брэдли Купером. На этом бы и остановиться, но Леди Гага решила высказаться на тему электронной танцевальной музыки. Оказалось, что в ней она разбирается очень плохо. Новый альбом Chromatica звучит так, словно его делали в 2002 году — это старомодный filtered house и диско-хаус. Оглушительный промах.

Работники года: Drake, Future — “Life is Good”. Дрейк снова впереди планеты всей. Его дуэт с рэппером Future — вызывающе смелый эксперимент: в одном сингле грубо склеены две песни, которые никак не связаны между собой. В первой читает сам Дрейк, во второй Future — такого прежде в музыке не случалось. Релиз объединен остроумным, ироничным видеоклипом, в котором артисты собирают мусор и работают в закусочной. Видео сразу разобрали на цитаты и мемы, а сцену с поездкой на мусоровозе повторили в своих клипах многие рэпперы. К концу года клип набрал полтора миллиарда просмотров — немыслимо!

Анонимный протест года: Sault — “Wildfires”. Год назад полуанонимная британская музыкальная формация Sault выпустила дебютный альбом — 5. Они эффектно жонглировали разными жанрами: ритм-н-блюзом, соулом, пост-панком, фанком, хаусом и электроникой. Через год эти загадочные ребята вернулись и выпустили сразу два альбома, причем количество не пришлось в ущерб качеству. Оба релиза Sault посвятили борьбе за права темнокожих и лично Джорджу Флойду — человеку, чья смерть всколыхнула Америку. Это еще и очень «породистая» музыка — запись, которую хочется купить на виниле.

Тоска по рейву года: Bicep — “Apricots”. Только у британских электронщиков есть уникальное качество — они умеют делать даунтемпо-музыку, в которой скрыта энергия рейва. Она не выходит наружу: музыка не разрешается мощными, громкими пассажами или дропами — все приглушено, утоплено в фильтрах и реверберациях, и вместе с тем она доводит до состояния, близкого к катарсису. Так умеют делать Burial, Four Tet, Jamie XX — и, конечно, дуэт Bicep. Их сингл “Apricots” идеально передает настроение 2020 года — на танцполах слышно только эхо некогда шумных дискотек. Мир пронизан грустью и предвкушением. Кажется, вот-вот и эта энергия вырвется наружу. Признаемся честно, все мы только этого и ждем.

Стрим года: Dixon | Boiler Room — Streaming from Isolation. Ирония судьбы! Несколько лет подряд немец Dixon становился лучшим диджеем мира по версии сайта Resident Advisor, и каждый раз эксперты недоумевали, за какие такие заслуги? Стоило сайту закрыть рейтинг (слишком много белых мужчин в списке) и оставить немца без очередной победы, как Dixon доказал, что он действительно лучший. В пик моды на онлайн-стримы он заморочился больше всех.

Во-первых, в его миксе для Boiler Room звучат только эксклюзивные треки его же лейбла Innervisions — выходит, это не микс, а натуральный парад премьер. Во-вторых, сама музыка здесь — это мед для ушей поклонников техно! В-третьих, видеоряд: Dixon начинает играть в библиотеке, а заканчивает на дне фантастического океана. Если у вас есть Smart TV, включите видео на весь экран в HD-режиме и полюбуйтесь тем, как выглядит будущее.

Бонус года. Канье Уэст рекомендует: 070 Shake — “Morrow”. В нынешнем году Канье строил церкви, учил человечество выращивать овощи, развивал идеи Леонардо да Винчи, а в перерывах между важными делами занимался еще и собственным лейблом. Главное открытие лейбла Канье — молодая хип-хоп артистка Даниэль Бальбуэна, она же 070 Shake. Талантливая и многогранная девушка, к музыке которой есть лишь одна претензия — она очень похожа на записи самого Канье. Но так ли это плохо, если в желаниях своих ты наследуешь бога?