Как выжить в мире, где почти никого не осталось? Выходит «Орикс и Коростель» — гениальный постапокалиптический роман Маргарет Этвуд о взрослении, любви и пандемии

Автор:
Катя Мещерякова
Редактор:
Dmytro Rayevskyi
Дата:
Как выжить в мире, где почти никого не осталось? Выходит «Орикс и Коростель» — гениальный постапокалиптический роман Маргарет Этвуд о взрослении, любви и пандемии

«Бабель»

Двадцать восьмого декабря роман канадской писательницы и поэтессы Маргарет Этвуд «Орикс и Коростель» впервые выходит на украинском языке. Его издает «Клуб семейного досуга», на украинский текст перевела Наталья Михаловская. По сюжету три героя — Снежный человек, Коростель и их подруга Орикс — переживают экологический апокалипсис, адаптируются к новому миру и участвуют в проекте по созданию идеальных людей. Большинство читателей знают Этвуд как автора антиутопии «Рассказ служанки». Писательница получила около 50 литературных наград, дважды была лауреатом Букеровской премии: в 2000 году за роман «Слепой убийца», а через девять лет за роман «Заветы». «Бабель» рассказывает об особенностях сюжета новой книги Этвуд и вспоминает основные события из жизни писательницы.

Книга «Орикс и Коростель» — это первая часть трилогии «Беззумный Аддам». Маргарет Этвуд собрала под одной обложкой антиутопию, научную фантастику и роман-взросление. На этот раз читателей ждет не тоталитарный Гилеад из «Рассказа служанки», где хотя бы есть надежда на другой мир, а ужасная картина будущего, в котором наука победила природу. Маргарет Этвуд показывает пейзаж, который «создали» военные конфликты, генные модификации, эпидемии и изменения климата. «Прибрежные водоносные слои стали солеными, северная вечная мерзлота растаяла, огромная тундра булькала метаном, засухи на континентальных равнинах продолжались и продолжались, азиатские степи превратились в песчаные дюны, а раздобыть мясо становилось все сложнее».

Главный герой называет себя Снежным человеком, и на первый взгляд, он — единственный, кто выжил на апокалиптической Земле. Его часы остановились на отметке «ноль». Он живет в лачуге, которую смастерил из веток, брезента и скотча, мечтает найти хорошую просторную пещеру с проточной водой и страдает от одиночества. Его единственная компания — новые обитатели Земли, «дети Коростеля». «Они удивительно привлекательны, эти дети — каждый голый, каждый идеальный, у каждого другой цвет кожи: шоколад, роза, чай, масло, сливки, мед, — но все они зеленоглазые».

Настоящее имя Снежного человека — Джимми. Раздор между его послушным отцом-исследователем и матерью, которая не поощряла научные опыты своего мужа и страдала от депрессии, привел к тому, что мать ушла из дома. Незадолго до этого в жизни главного героя появляется Гленн — умный, рациональный и расчетливый. Это единственный друг Джимми. Вместе они играют в «Вымирафон», из-за которого к Гленну приклеивается прозвище «Коростель», курят самокрутки и смотрят видео с казнями и порно на закрытых сайтах.

После школы Коростель попадает в лучший колледж и становится преуспевающим ученым, а Джимми утопает в беспросветных отношениях и нелюбимой работе. Спустя некоторое время друзья встречаются: Коростель предлагает Джимми работу. В его лаборатории Джимми встречает Орикс — в эту девушку он влюбился еще в детстве, увидев однажды на порносайте. Теперь Снежный человек, Орикс и Коростель вместе работают над проектом «Парайдайс», задача которого (на первый взгляд) — подарить людям бессмертие. Снежный человек еще не знает, что ему предстоит остаться один на один с глобальной пандемией, невольной виновницей которой стала Орикс.

«Орикс и Коростель» — это роман-мозаика. События настоящего перемежаются с воспоминаниями Снежного человека. Он описывает свое детство и молодость до катастрофы, а параллельно автор показывает, что происходит с героем в настоящем.

Этвуд рассказывает историю одновременно с двух сторон — с конца и с начала. Две сюжетные линии «ползут» навстречу друг другу — постепенно из разных элементов вырисовывается целостная картина, а читатель заполняет пробелы и находит ответы на вопросы, которые не дают покоя с самого начала. Что произошло с планетой? Как появились «дети» и почему они так выглядят? Что за эксперимент задумал Коростель и что случилось с Орикс?

Книга хорошо впишется в библиотеку тех, кто любит антиутопии Евгения Замятина, Джоржа Оруэлла. «Орикс и Коростель» с удовольствием прочтут и любители фантастики братьев Стругацких — в ней есть и постапокалипсис, и интересный самобытный мир, и гениальность, которая переплелась с безумием настолько плотно, что одно уже не отличить от другого. Ее с удовольствием прочтут и те, кому понравилась «Белая чума» Фрэнка Герберта — Этвуд тоже показывает, каким становится человек, когда катаклизм смывает с него легкий налет цивилизации. А если на книжной полке есть «Франкенштейн» Мэри Шелли или «Противостояние» Стивена Кинга, тогда «Орикс и Коростель» точно стоит поставить рядом.

«Орикс и Коростель» — один из самых известных текстов в жанре сlimate fiction. Это поджанр научной фантастики, где события связаны с изменениями климата Земли и происходят в настоящем или в ближайшем будущем. Большинство книг этого жанра были написаны в конце XX — начале XXI века, до этого тема изменений климата в литературе почти не поднималась. Сама Этвуд охарактеризовала свой роман как «спекулятивную фантастику» — хотя события происходят в будущем, в книге нет выдуманных технологий.

Трилогию планировали экранизировать. В 2014 году над этим работал режиссер Даррен Аронофски, но в 2016 году съемки приостановили. Сейчас киноадаптацией трилогии занимаются американские компания Paramount Television и студия Anonymous Content. В этом году хореограф Вэйн МакГрегор готовит в Национальном балете Канады постановку по мотивам апокалиптической трилогии писательницы.

Что мы знаем о Маргарет Этвуд?

Маргарет Этвуд родилась 18 ноября 1939 года в Оттаве. После школы училась в Университете Торонто и Колледже Рэдклиффа в Гарварде. Этвуд начинала литературную карьеру как поэтесса. Впервые ее стихотворения опубликовали в литературном журнале Acta Victoriana.

Первая полноценная книга — сборник стихов «Двойная Персефона» — вышла в 1961 году и получила медаль Пратта. Тогда же Этвуд начала преподавать английский — она обучала студентов в Йоркском и Алабамском университетах, а также в Университете Британской Колумбии.

Известной писательницу сделал антиутопический роман «Рассказ служанки», который вышел в 1985 году. Мемуары женщины по имени Фредова, которая потеряла свободу и стала служанкой богатого командора в жестоком тоталитарном государстве Гилеад, принесли Этвуд мировую популярность. Роман получил Премию генерал-губернатора и премию Артура Кларка, а также был номинирован на премию «Небьюла» и Букеровскую премию. В 1990 году роман экранизировали, а еще через десять лет датский композитор Поуль Рудерс написал по нему оперу.

В 2017 году вышел одноименный американский сериал. Сначала создатели сняли только один сезон, который в целом повторяет сюжет первоисточника. Однако «Рассказ служанки» получился настолько популярным, что его продлили еще на три сезона, а сценаристы постарались ответить на вопросы, которые остались нераскрытыми в книге. Сериал получил премию «Эмми» в 2017 году как «Лучший драматический сериал», а сыгравшая главную роль Элизабет Мосс стала лучшей исполнительницей женской роли. У сериала две премии «Золотой глобус» — его отметили как лучший телесериал-драму, а Элизабет Мосс получила награду за лучшую женскую роль. Рейтинг «Рассказа служанки» на IMDb — 8,4.

В 2015 году Этвуд стала первой участницей проекта норвежской художницы Кэти Патерсон «Библиотека будущего», в рамках которого современные писатели передают на хранение одно из своих произведений. Предполагается, что эти тексты будут оставаться непрочитанными до 2114 года. Этвуд передала художнице свой роман «Летописец Луны».