Модные бренды Burberry, Diesel и Under Armour обещают, что их одежда защищает от коронавируса. Клиенты раскупают новинки, а ученые просят не верить производителям на слово — пересказываем материал CNN

Автор:
Яна Собецкая
Редактор:
Дмитрий Раевский
Дата:

Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»

Мировые модные бренды учатся жить рядом с коронавирусом и зарабатывать на нем. Они разрабатывают аксессуары и одежду со специальным покрытием, защищающим от бактерий, грибков и вирусов. Burberry и Under Armour уже создали специальные «антикоронавирусные» маски, а итальянская компания Diesel разработала деним, который убивает вирус за два часа — его планируют использовать в новой весенне-летней коллекции. «Бабель» пересказывает материал CNN о том, как фешн-индустрия пытается бороться с коронавирусом и насколько эффективна противовирусная одежда.

За последние полгода маски стали самым популярным и обсуждаемым аксессуаром в мире. Если в начале марта во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) утверждали, что здоровым людям носить их совсем не обязательно, то теперь ее специалисты признают, что маски существенно снижают риск заражения и рекомендуют всем носить их в общественных местах. Различные бренды — от Diesel до Off-White и Louis Vuitton — разрабатывают уникальный дизайн масок и украшают их логотипами и узорами.

Исследователи отмечают, что вероятность передачи коронавируса между двумя людьми в масках уменьшается на 90 процентов. Особенно, если они состоят из нескольких слоев ткани и плотно прилегают к лицу. Некоторые бренды пытаются пойти дальше и создать аксессуары и одежду со специальным антимикробным покрытием, которое подавляет размножение бактерий и грибов и снижает вирусную активность.

За последние несколько месяцев свои модные изобретения представили несколько известных брендов. Компания Burberry разработала антимикробные маски в фирменном дизайне и двух цветах — голубом и бежевом. Under Armour летом выпустила многослойную UA Sportsmask с антимикробными свойствами — ее раскупили быстрее чем за час.

Маски из новой коллекции британского бренда Burberry.

Burberry

Итальянская дизайнерская компания Diesel пошла еще дальше и с помощью специального покрытия от Polygiene создала «устойчивый к вирусам» деним. Представители бренда планируют использовать его в новой весенне-летней коллекции 2021 года.

Создать по-настоящему защищающую от вирусов и микробов одежду непросто. Эми Прайс, исследователь из Стэнфордского университета, которая изучала эффективность текстильных масок против коронавируса и консультировала ВОЗ, говорит, что важен ряд факторов. Различные бактерии и вирусы размножаются по-разному, поэтому единой защиты от них нет. В случае с антимикробными средствами нужно понимать, от чего они должны защищать, как их тестировали и безопасны ли они для человеческой кожи.

Поскольку различные фешн-бренды используют разные технологии, эффективность их изделий нужно тестировать отдельно. Только так можно определить, действительно ли они способны нейтрализовать вирус, сколько времени для этого нужно и сколько раз можно стирать вещь, прежде чем антимикробное покрытие перестанет работать.

Компания Polygiene, которая сотрудничает с Diesel, в начале октября выпустила пресс-релиз, в котором отметила, что ее защитное покрытие ViralOff за два часа уничтожает 99 процентов вирусных частиц SARS-CoV-2. Оно якобы взаимодействует с белком вируса и не дает ему прикрепиться к текстильным волокнам.

Однако два часа — достаточно большой промежуток времени, за который вирус может случайно попасть на кожу и слизистую оболочку. К тому же покрытие Polygiene нельзя стирать — оно может стать неэффективным.

Under Armour использует в качестве защиты от коронавируса антибактериальное покрытие PROTX2 A, разработанное канадской компанией IFTNA. Ряд других брендов применяет Viroblock от HeiQ. Обе компании настаивают, что их изделия прошли лабораторные исследования и доказали свою эффективность против коронавируса.

Viroblock убивает 99,99 процента частиц коронавируса в течение получаса. PROTX2 A нейтрализует 99 процентов вирусов за десять минут. IFTNA и HeiQ обещают, что их покрытие эффективно и против других коронавирусов, а эффект сохраняется до 30 стирок.

Однако независимых исследований эффективности ни одного из этих трех изделий не проводили. При этом президент компании IFTNA Джанкарло Бивис утверждает, что покрытие «защитит человека от потенциального заражения вирусом», а в HeiQ этого не обещают и говорят, что ткани с противовирусным или противомикробными свойствами всего-навсего дают дополнительную защиту.

Ответить, насколько эффективны противовирусные разработки модных брендов, пока сложно. Ученые пока не определили основной способ передачи вируса и не могут сказать, сколько вирусных частиц нужно для заражения. Однако большинство исследователей, в частности в американских Центрах по контролю и профилактике заболеваний (CDC), говорят, что коронавирус не слишком часто передается через поверхности. Поэтому использовать антимикробную или антивирусную одежду не всегда рационально. Особенно это касается вещей, которые обычно не касаются лица, например джинсов.

Новая весенне-летняя коллекция американского бренда Collina Strada.

Collina Strada / Instagram

По мнению Эми Прайс, одежда с антимикробным покрытием может быть полезной, но еще нужно провести ее клинические исследования: «Если человек чувствует себя в безопасности, когда носит одежду с антимикробным покрытием, но эта безопасность иллюзорна, это может стоить ему не только здоровья, но и жизни».