Четырнадцатого октября 1962 года американский самолет-разведчик сфотографировал на Кубе пусковые ракетные установки. Аналитики из ЦРУ и Пентагона идентифицировали их как советские баллистические ракеты средней дальности Р-12, способные нести ядерный заряд. Через два дня снимки показали американскому президенту Джону Кеннеди и он срочно созвал советников по национальной безопасности. Так начался Карибский кризис.
Хронология событий Карибского кризиса 1962 года:
-
Самолет-разведчик США обнаружил советские ракеты среднего радиуса действия на Кубе.
-
Кеннеди собирает «кризисную группу» для подготовки ответных действий.
-
Кеннеди в телеобращении заявляет, что СССР построил на Кубе ракетную базу, и объявляет о блокаде острова с 24 октября.
-
СССР, США и их союзники приводят свои войска в состояние повышенной боевой готовности.
-
Часть советских судов, идущих на Кубу, возвращаются обратно, Хрущев называет блокаду «пиратством», а в секретной переписке с Кеннеди ставит условие — вывод американских ракет из Турции.
-
Пик Карибского кризиса, на Кубе готовятся ко вторжению и подготавливают ядерные убежища, а население в панике скупает продукты и другие товары первой необходимости.
-
Кеннеди соглашается убрать ракеты из Турции, но без упоминания о связи с Карибским кризисом, а Хрущев приказывает начать демонтировать советские ракетные установки на Кубе.
Это был разгар гонки вооружений во время Холодной войны между СССР и США. К началу 1960-х США имели значительный ядерный перевес. А в 1961 году Вашингтон разместил свои ракеты средней дальности в Италии и Турции. Радиус их действия покрывал европейскую часть СССР, включительно с Москвой.
Тогдашний советский лидер Никита Хрущев решил в ответ «запустить ежа в штаны дяде Сэму» и разместить свои ракеты под боком у США — на Кубе, где в 1959 году к власти пришел Фидель Кастро. Под предлогом помощи кубинскому народу Советский Союз в течение лета — осени 1962 года тайно переправил на остров военную технику и около 40 тысяч солдат и офицеров. Также привезли ядерные ракеты Р-12 с радиусом действия около двух тысяч километров и Р-14 с дальностью в два раза больше.
В течение 13 дней с начала Карибского кризиса США всерьез рассматривали возможность ракетного удара и высадки десанта на Кубе. Но ограничились морской блокадой. В итоге стороны пошли на уступки, и до войны не дошло. И хотя ключевые решения принимались на высшем уровне США и СССР, было несколько событий, которые так или иначе повлияли на ход Карибского кризиса.
Двадцать шестого октября 1962 года в ресторане, в двух кварталах от Белого дома, политический корреспондент «ABC News» Джон Скали встретился с сотрудником генконсульства СССР Александром Фоминым (настоящее имя — Александр Феклисов). Они были знакомы уже больше года. Скали знал, что Фомин был резидентом КГБ, а Фомин знал, что Скали связан с Администрацией президента и лично знаком с Кеннеди.
Говорили они, естественно, о Карибском кризисе. Скали заявил, что США «за 48 часов сможет покончить с режимом Фиделя Кастро», поэтому СССР стоит немедленно убрать свои ракеты с Кубы. На это Фомин сказал, что в случае вторжения американцев на Кубу, СССР может нанести ответный удар в другом районе мира. Скали предположил, что это может быть Западный Берлин, и Фомин не стал его разубеждать.
Через три часа они встретились снова. И Скали заявил, что по поручению «высочайшей власти» передает новые условия решения Карибского кризиса: СССР демонтирует и вывозит с Кубы ракетные установки; США снимают блокаду острова и публично отказываются от вторжения. Все это Фомин передал по линии КГБ в Кремль. Но оказалось, что у Фомина не было полномочий делать подобные заявления, и за такую инициативу он потом получил нагоняй от руководства.
Утром 27 октября 1962 года над Кубой ракетой «земля-воздух» сбили американский самолет-разведчик, пилот погиб. Это могло стать поводом для эскалации. Военные советники убеждали Кеннеди отдать приказ о вторжении на Кубу, «пока еще не поздно». Но глава Пентагона Роберт Макнамара предложил подождать. И правильно сделал. Для Хрущева это тоже стало неожиданностью — ведь самолет сбили без приказа высшего советского командования на Кубе. До сих пор точно неизвестно, кто именно отдал приказ открыть огонь. И некоторые аналитики и историки подозревают, что тут не обошлось без кубинцев.
Дело в том, что на протяжении Карибского кризиса Фидель Кастро неоднократно убеждал Хрущева нанести превентивный ядерный удар по США, чтобы избежать вторжения. И после инцидента со сбитыми самолетом кубинские зенитчики, в нарушение приказа, обстреляли еще два самолета-разведчика, но сбить их не смогли. Тогда Хрущев понял, что не может полностью контролировать ситуацию на Кубе.
В тот же день, 27 октября, у берегов Кубы ВМС США обстреляли сигнальными глубинными бомбами советскую подлодку «Б-59» и вынудили ее подняться на поверхность. Однако американцы не знали, что на подлодке была торпеда с ядерной боеголовкой. А командир «Б-59» Валентин Савицкий решил, что война уже началась, и готовился выпустить торпеду. Но другой старший офицер Василий Архипов отговорил командира. В итоге подлодка отправила сигнал «Прекратите провокацию», после чего американцы отошли и ситуация разрядилась. «Вся правда в том, что парень по имени Василий Архипов в тот день спас мир», — скажет через 40 лет Томас Блэнтон, директор Архива национальной безопасности.
В итоге Кеннеди и Хрущев договорились, что СССР вывозит свои ракеты с Кубы, а США официально отказываются вторгаться на остров. В течение трех недель советские ракетные установки демонтировали, погрузили на корабли и увезли с территории Кубы. Убедившись, что Советский Союз убрал ракеты, президент Кеннеди 20 ноября отдал приказ прекратить блокаду острова.
Однако Кеннеди взял на себя еще одно неофициальное обязательство — пообещал убрать американские ракеты из Турции. Публично заявить об этом он не мог, чтобы не ударить в грязь лицом перед партнерами по НАТО. Слово свое президент сдержал — в апреле 1963 года эти ракеты объявили устаревшими и демонтировали. Но в то время об этом секретном договоре мало кто знал, поэтому считалось, что Кеннеди вышел из Карибского кризиса победителем. Фидель Кастро назвал такой компромисс «предательством», а партийное руководство СССР припомнило это Хрущеву через два года, устранив его от власти.