«Атомный купол», архитектор Ян Летцель, Чехия, 1915 год.
Шестого августа 1945 года, в 08:15 американский бомбардировщик B-29 с пилотом Полом Тиббетсом и бомбардиром Томом Фереби сбросил на Хиросиму атомную бомбу «Малыш». Она взорвалась в 600 метрах над землей. В Хиросиме, где в то время находился второй Генеральный штаб Японии и генеральный штаб Военно-Морских сил страны, погибли 70 000 человек, а сотни домов превратились в руины. Здание торгово-промышленной палаты города находилось в 160 метрах от эпицентра взрыва. Он повредил его купол и стены, но конструкция уцелела. После войны разрушенные дома в Хиросиме отстроили, но здание палаты только укрепили и сделали там «Мемориал мира». Само здание назвали «Атомный купол».
Здание торгово-промышленной палаты в префектуре Хиросима построили в 1915 году по проекту архитектора Яна Летцеля. Он родился в Чехии, в 1899 году окончил строительное училище, а позже стал ассистентом на строительном факультете Высшего профессионального училища в Пардубице. Спустя пять лет Летцель уехал работать во французское бюро в Каир, а еще через два года переехал в Японию по приглашению Георга Лаланда ― известного в Корее, Китае и Японии архитектора.
В бюро Лаланда Летцель спроектировал много не характерных для Японии, но типичных для Европы зданий. В 1909 году он познакомился с другим чехом Карелом Горой. Гора был представителем автомобильной компании Laurin & Klement. В то время она производила велосипеды и мотоциклы, а позже на ее базе появилась автокорпорация Skoda. В Токио Летцель и Гора основали собственное архитектурное бюро Hora & Letzl, Architects and Engineers. Вместе они спроектировали женскую школу, отель «Матсушима», Софийский университет в Токио, один из залов в Seiyoken Hotel.
В 1913 году бюро Летцеля и Горы закрылось, Ян основал свою архитектурную контору и продолжил работать в Японии. До начала Первой мировой войны он успел спроектировать торгово-промышленную палату в Хиросиме, строительство которой закончили в 1915 году. На время войны Летцель прекратил работу, а в 1919 году, когда Чехословакия получила независимость, уехал домой в Прагу. В 1922 году Летцель вернулся в Японию, но в 1923 году там произошло крупное землетрясение Канто, многие здание, построенные по проектам архитектора, были разрушены. Подавленный и расстроенный, Летцель уехал в Прагу и в 1925 году умер.
Элеватор, архитектор и строитель Průmstav, Чехия, 1970 год.
Вечером 4 августа в порту Бейрута взорвался склад, где хранилось несколько тысяч тонн аммиачной селитры. Взрыв полностью уничтожил порт и разрушил все в радиусе 10 километров, а в половине домов города вылетели стекла. Взрыв почувствовали даже на Кипре — в 200 километрах от Бейрута. Весь порт превратился в руины, а в центре образовалась огромная воронка, но одно здание частично уцелело — это хранилище для зерна. Фото его поврежденных конструкций облетело многие мировые СМИ.
Элеватор спроектировала и построила в 1970 году компания-гигант Průmstav из Пардубице. В этом же городе на строительном факультете работал и Летцель. Как вспоминает специалист факультета архитектуры Чешского технического университета Ян Зикмунд, этот элеватор должен был продемонстрировать мощь социалистической стройки. «В то время самый большой элеватор на территории тогдашней Чехословакии вмещал 92 тысячи тонн зерна. А в бейрутском можно было хранить до 120 тысяч тонн», — говорит Зикмунд.
Зернохранилище строили строители из Пардубице вместе с местными на пристани порта, между двумя бассейнами. Průmstav руководил всеми строительными работами: забиванием свай, понижением уровня воды в котловане и установкой опалубки. В журнале «Nženýrské stavby» за 1970 год сохранились фотографии стройки.
В компании Pardubice Průmstav в то время работали почти семь тысяч человек. В тендере на строительство элеватора в Бейруте чехи победили претендентов из Франции, Германии и Греции. Стройка обошлась в 2,5 миллиона долларов. Дольше всего строили бетонные конструкции — рабочие использовали 25 тысяч кубометров бетона.
Во времена плановой экономики Průmstav была одной из крупнейших специализированных строительных компаний в Чехословакии. После Бархатной революции 1989 года гигантскую компанию разделили, частично приватизировали, но она до сих пор существует и по-прежнему занимается строительством.