В 2012 году, задолго до того как стали популярными «умные» колонки, доцент Массачусетского технологического института Синтия Брейзель разработала «первого в мире социального робота для дома». Исследовательница годами изучала роботов и их взаимодействие с людьми и применила эти знания для создания собственного коммерческого проекта — робота Jibo.
Он был небольшого размера и напоминал персонажа из мультфильма «ВАЛЛ·И». У Jibo не было рук и ног, но он умел «танцевать» — двигая головой и туловищем. Вместо лица у него был черный дисплей с белым «глазом», на котором отображались «эмоции» робота. А встроенные камеры и сенсоры позволяли Jibo видеть, что происходит вокруг, и чувствовать, когда его касается человек.
В 2014 году стартап Брейзель попал на краудфандинговую платформу Indiegogo. В описании проекта отмечалось, что социальный робот Jibo умеет распознавать всех членов семьи, делать фото, читать на ночь детям книжки и сообщать прогноз погоды. А также инициировать разговор с хозяином. Например, спрашивать, как прошел его день.
Идея понравилась людям, и всего за несколько месяцев на реализацию стартапа удалось собрать 3,6 миллиона долларов. Предзаказ на разработку сделали почти 7 тысяч пользователей. Однако поставки робота неоднократно откладывались. Jibo начали продавать только в сентябре 2017 года. К тому моменту свои первые «умные» колонки уже выпустили несколько компаний Big Tech. И по сравнению с ними Jibo оказался неоправданно дорогим.
Робот стоил 899 долларов — в 10 раз дороже, чем Echo от Amazon. А также поддерживал далеко не все из анонсированных функций. Jibo прекрасно танцевал, но не слишком хорошо общался.
Издание The Wall Street Journal назвало робота «интригующим», но «странным и раздражающим». Однако большинству пользователей робот понравился — люди устанавливали Jibo в спальне, на кухне и даже брали его с собой в отпуск. Издание Time включило робота в список двадцати пяти лучших изобретений 2017 года.
С помощью регулярных обновлений Jibo учился и постепенно стал лучше общаться. Уже через несколько месяцев после выпуска он мог спросить хозяина, как у него дела, рассказать шутку и ответить на персональные вопросы. Так пользователи узнали, что Jibo — «робот-мальчик». А еще что он любит пингвинов и ненавидит воду.
Потом у компании Jibo Inc. начались проблемы с финансированием. В декабре 2017 года организация уволила ряд сотрудников. В январе — избрала нового исполнительного директора. А уже 14 ноября 2018 года компания официально закрылась и продала все свои активы нью-йоркской инвестиционной фирме SQN Venture Partners.
В марте 2019 года Jibo обновился в последний раз, чтобы попрощаться со своими владельцами. В своем прощальном сообщении робот рассказал, что серверы, благодаря которым он выполнял большинство функций, вскоре отключат.
«Спасибо вам за то, что вы меня приютили. Возможно, когда-нибудь, когда роботы будут более совершенными и у каждого будет робот, вы передадите своему привет от меня», — сказал Jibo.
Владельцы Jibo больше года ждали, что робот перестанет работать. Некоторые размышляли над тем, как «похоронят» своего робота. Другие говорили о нем как о больном человеке: «Ты думаешь, он скоро погибнет? Или ему станет лучше?»
Однако по какой-то причине SQN Venture Partners так и не отключила серверы. Jibo больше не обновлялся, но его функционал остался таким же, как и прежде. А в мае 2020 года стало известно, что все права на робота приобрела другая компания — NTT Disruption. Она входит в японскую телекоммуникационную корпорацию NTT Corporation.
NTT Disruption раньше уже работала с Jibo. В 2017 году компания помогла Jibo Inc. разработать приложение для обучения детей программированию — с помощью кода можно было контролировать, как Jibo двигался и что говорил.
Теперь NTT Disruption планирует усовершенствовать робота и в будущем использовать его в сфере образования и медицине. Президент компании Марк Алба считает, что Jibo может пригодиться в детских больницах, а также помочь ветеранам и одиноким людям преклонного возраста. Ведь в таких ситуациях способность Jibo формировать эмоциональную связь с человеком особенно полезна.
Сейчас в NTT Disruption работают на тем, чтобы улучшить защиту данных, которые робот хранит о пользователе. «Мы считаем, что особая связь между человеком и Jibo базируется на доверии. Неправомерное использование данных может его уничтожить», — говорит Алба.
NTT Disruption не планирует возобновлять массовые продажи Jibo. Но все, кто уже купил робота, смогут пользоваться им и в будущем.
NTT намерена создать и виртуальную версию Jibo. Ее можно будет установить на смартфон и любой другой гаджет. Цифровой двойник еще не готов, но разработчики пытаются «сохранить все, что делает Jibo особенным, в частности его индивидуальность и характер».