120 лет назад дирижабли были очень популярными, но после крупной аварии от них отказались. А сейчас заинтересовались вновь и вот почему

Автор:
Яна Собецкая
Редактор:
Евгений Спирин
Дата:
120 лет назад дирижабли были очень популярными, но после крупной аварии от них отказались. А сейчас заинтересовались вновь и вот почему

«Граф Цеппелин» в небе над Великобританией.

Print Collector / Getty Images

Второго июля 1900 года, за три года до легендарного полета братьев Райт, в небо поднялся первый классический дирижабль — Luftschiff Zeppelin 1. У разработки немецкого офицера Фердинанда фон Цеппелина было несколько существенных недостатков, но именно с нее началась эра дирижаблей. До того как стали популярны самолеты, летательные аппараты «легче воздуха» использовали для транспортных перевозок, на них совершали кругосветные путешествия. А во время Первой мировой войны с помощью дирижаблей выслеживали вражеские субмарины и сбрасывали бомбы на противников. Однако после масштабной аварии цеппелина «Гинденбург», произошедшей в 1937 году в Нью-Джерси, дирижабли за одну ночь стали пережитком прошлого. «Бабель» рассказывает историю цеппелинов и объясняет, почему через восемьдесят лет после катастрофы «Гинденбурга» ряд компаний планируют вернуть дирижабли в небо уже в следующем году.

Прототипы летательных аппаратов «легче воздуха», которые состояли из характерного удлиненного шара, наполненного газом, и «лодки», что крепилась к нему веревками, появились еще в XVIII веке. Конструкцию дирижабля предложил французский военный инженер Жак Менье. В 1784 году он презентовал концепцию Французской академии наук, но проект так и не реализовали. Первый дирижабль поднялся в небо лишь через семьдесят лет. В 1852 году воздушного гиганта, работающего на паровом двигателе и внешне напоминающего огромную сигару, разработал французский ученый Анри Жиффар.

Дизайн дирижабля, созданного французским инженером Анри Жиффаром в 1852 году.

Hulton Archive / Getty Images

А в 1884 году французский инженер Артур Константин Кребс построил дирижабль «Франция» с электрическим двигателем. У разработок Жиффара и Кребса был существенный недостаток. Емкость с газом, который был легче воздуха и благодаря которому летательный аппарат поднимался в воздух, имела мягкую оболочку. Из-за этого наполненный водородом или гелием шар легко деформировался и дирижаблем было сложно управлять.

Ученые по всему миру пытались найти способ устранить этот недостаток. Наибольшего успеха в разработке дирижаблей в начале ХХ века достиг бывший немецкий офицер Фердинанд фон Цеппелин. Летом 1888 года он начал сооружать первый дирижабль жесткого типа — с алюминиевым корпусом.

Первый цеппелин Luftschiff Zeppelin 1 в Мюнхене.

Haeckel Brothers / Paul Thompson / FPG / Getty Images

Воздушного гиганта назвали LZ-1 (Luftschiff Zeppelin 1). Размеры судна впечатляли: 128 метров в длину и почти 12 метров в диаметре, а в баллонетах, установленных под металлическим каркасом, могло поместиться 125 тысяч кубометров газа. К днищу LZ-1 крепились две металлические гондолы, каждая с четырехцилиндровым бензиновым двигателем, соединенным с винтами на обеих сторонах корпуса.

LZ-1 впервые поднялся в воздух 2 июля 1900-го — за три года до легендарного полета братьев Райт. Дирижабль провел в воздухе 18 минут и довольно успешно, но им было сложно управлять, а двигатели оказались слишком слабыми — один из них вышел из строя во время полета.

Работники фабрики сшивают ткань для будущих цеппелинов.
Каркас дирижабля LZ 129 «Гинденбург», названного в честь президента Германии Пауля фон Гинденбурга.
Сборка цеппелина LZ 126, который Германия построила после Первой мировой войны для американских военных в рамках репараций.

Работники фабрики сшивают ткань для будущих цеппелинов. Каркас дирижабля LZ 129 «Гинденбург», названного в честь президента Германии Пауля фон Гинденбурга. Сборка цеппелина LZ 126, который Германия построила после Первой мировой войны для американских военных в рамках репараций.

A. R. Coster / Topical Press Agency / Getty Images; Underwood Archives / Getty Images; The Print Collector / Print Collector / Getty Images

Следующие модели Цеппелина — LZ-3 и LZ-4 — были более удачными. Показатели мощности и скорости у них были лучше, они могли летать на большие расстояния и оказались проще в управлении. В 1907 году LZ-3 провел 8 часов в воздухе. А 1 июля 1908 года LZ-4 совершил 12-часовой полет над Швейцарией, развив скорость 40 километров в час.

Успехи дирижаблей Цеппелина заинтересовали немецкое правительство. Чиновники пообещали профинансировать проект, если одному из летательных аппаратов графа удастся провести в воздухе сутки. Изобретатель согласился на предложение, и уже 4 августа 1908 года дирижабль LZ-4 отправился в 24-часовой полет. Но воздушному гиганту не повезло — из-за шторма судно попало в аварию и взорвалось.

Однако немцы настолько поверили в разработки Цеппелина, что собрали шесть миллионов марок на строительство нового дирижабля. В сентябре 1908 года граф основал целую компанию по производству цеппелинов — Luftschiffbau Zeppelin. А еще через год — первую в мире авиакомпанию Deutsche Luftschiffahrts-Aktiengesellschaft (DELAG).

Цеппелин LZ 10 Schwaben в небе над Берлином.

Berliner Illustrations Gesellschaft / ullstein bild / Getty Images

Цеппелины стали необычайно популярными — их начали использовать для пассажирских перевозок, в том числе для экскурсионных круизов. Первым коммерчески успешным дирижаблем стал LZ 10 Schwaben, поднявшийся в небо 26 июня 1911 года. Он совершил более 200 рейсов по Германии и даже перевозил кронпринца Пруссии Вильгельма с супругой.

После начала Первой мировой войны цеппелины начали применять и в военных целях. С их помощью немцы сбрасывали бомбы на Великобританию. Это было не слишком эффективно — прицелиться с дирижабля крайне сложно и бомбы обычно не попадали в цель, но успешно сеяло панику среди населения.

Британские войска обстреливают немецкий цеппелин во время Первой мировой войны.

Time Life Pictures / Mansell / The LIFE Picture Collection / Getty Images

С помощью дирижаблей выслеживали субмарины — те были невидимы для морских судов, но легко обнаруживались с воздуха. Цеппелины также защищали конвои с воздуха и перевозили на большие расстояния боеприпасы, что было не под силу самолетам того времени.

Однако специфическая конструкция дирижаблей делала их уязвимыми. В 1916 году британцы начали использовать против них взрывчатые боеприпасы — это эффективно уничтожало летательные аппараты, которые Уинстон Черчилль иронически окрестил «огромными пузырями горючих и взрывчатых газов». Шестьдесят из восьмидесяти построенных во время войны немецких дирижаблей были уничтожены.

После войны дирижабли не потеряли своей популярности. Цеппелины перевозили состоятельных пассажиров через Атлантический океан и считались настоящим технологическим чудом. В 1929 году пассажирский дирижабль «Граф Цеппелин», построенный в честь 90-летия Фердинанда фон Цеппелина, совершил первый в истории воздухоплавания кругосветный перелет всего за 21 день.

Дирижабль «Гинденбург» в Бруклине за несколько минут до взрыва.

NY Daily News / Getty Images

Свои дирижабли пытались создать и другие страны. Прототипы разрабатывали французы, итальянцы, британцы и американцы.

В 1918 году компанию по строительству дирижаблей основал итальянец Умберто Нобиле. Через восемь лет он вместе с полярным исследователем Руалем Амундсеном пролетел над Северным полюсом на дирижабле N-1 «Норге».

При поддержке Министерства авиации два огромных дирижабля с жестким корпусом —R100 и R101 — разработали и британцы. Оба потом попали в аварию. R101 разбился во Франции во время своего первого полета. В аварии погибли 48 человек, в том числе британский министр авиации Кристофер Томсон.

Британские парламентарии поднимаются на борт дирижабля R-101.
Дирижабль R 101 возле английского города Бедфорд.
Место крушения британского дирижабля R-101, разбившегося вблизи французского города Бове.

Британские парламентарии поднимаются на борт дирижабля R-101. Дирижабль R 101 возле английского города Бедфорд. Место крушения британского дирижабля R-101, разбившегося вблизи французского города Бове.

George Rinhart / Corbis / Getty Images; Hulton Archive / Getty Images; ullstein bild / Getty Images

Эта катастрофа стала худшей аварией дирижабля по количеству жертв. Впрочем, конец воздушным гигантам положил другой инцидент. Эра дирижаблей стремительно завершилась в 1937 году, после катастрофы одного из крупнейших дирижаблей Luftschiffbau Zeppelin — «Гинденбурга».

Судно совершило более 6о успешных полетов, но во время попытки приземлиться в Нью-Джерси 6 мая 1937 года вспыхнуло и сгорело дотла всего за 34 секунды. Тридцать пять человек погибли.

«Граф Цеппелин» в небе над Чикаго.

Chicago Sun-Times / Chicago Daily News collection / Chicago History Museum / Getty Images

Эта авария была не настолько смертоносной, как катастрофа британского дирижабля R101. И все-таки взрыв «Гинденбурга» вызвал неслыханный резонанс и моментально уничтожил репутацию воздушных судов. Практически за одну ночь дирижабли стали пережитком прошлого и уступили место самолетам.

Авария дирижабля «Гинденбург», в которой погибли 35 человек.

Википедия

После аварии «Гинденбурга» дирижабли практически не использовались в течение 80 лет. Сейчас интерес к ним постепенно возрождается. Ряд компаний намерены использовать их для экскурсий. К примеру, круизная компания OceanSky хочет наладить пассажирские рейсы в Арктику. Первый полет запланирован на 2023 год.

Дирижабль Airlander 10 компании Hybrid Air Vehicles.

Дирижабль Airlander 10 компании Hybrid Air Vehicles.

oceansky.se

Для экскурсий OceanSky планирует использовать дирижабль Airlander 10 компании Hybrid Air Vehicles. Прототип судна уже презентовали — тестовые полеты проведут в 2020 году. Как отмечается в материале Foreign Policy, в будущем дирижабли могут использоваться и для перевозки грузов. Ведь эти воздушные судна относительно дешевые и значительно меньше загрязняют атмосферу, чем другие виды транспорта.

Власти канадского Квебека планируют заплатить французской компании Flying Whales 30 миллионов долларов за изготовление дирижаблей модели LCA60T, способных транспортировать большие грузы. В компании прогнозируют, что они смогут перевозить до 60 тонн и летать со скоростью 100 километров в час. Если все пойдет по плану, первый дирижабль Flying Whales поднимется в воздух уже в 2022 году.

Рендер дирижабля LCA60T компании Flying Whales.

flying-whales.com