Украине придется жить рядом с Владимиром Путиным еще 16 лет — и даже дольше. Вот как будет устроена его власть по новой Конституции РФ

Автор:
Сергей Пивоваров
Редактор:
Глеб Гусев
Дата:

Каролина Ускакович / Артем Марков / «Бабель»

В России заканчивается голосование по поправкам к Конституции РФ. С учетом того, как проходило голосование, практически не приходится сомневаться в том, что поправки будут одобрены. В результате «обнуляются» президентские сроки Владимира Путина и Дмитрия Медведева — каждый из них еще дважды может стать главой государства. Судя по всему, Путин будет править Россией до 2036 года, с еще большими полномочиями, а когда истекут его президентские сроки — останется влиятельной и неприкосновенной фигурой. Президент РФ теперь формирует и возглавляет не только Совет безопасности, но и Государственный совет — это новый конституционный институт с реальной властью. Бывшему президенту России гарантирована неприкосновенность, и лишить его которой будет не проще, чем объявить импичмент действующему президенту РФ. Обозреватель «Бабеля» Сергей Пивоваров рассказывает, как по новой Конституции президент усиливает контроль над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти России.

«Бабель»

Президент усиливает контроль над парламентом

  • Российский парламент состоит из двух палат — Совета Федерации (верхней) и Государственной думы (нижней). Любой бывший президент России автоматически становится пожизненным сенатором Совета Федерации.
  • Президент может назначить до 30 сенаторов в Совет Федерации, семерых из них — пожизненно. Таким образом, количество сенаторов вырастет до двухсот. Из них 85 — это представители исполнительной власти от каждого региона России. Их назначает глава региона, а кандидатуры глав регионов согласовывает президент. То есть после поправок напрямую или косвенно от президента будут зависеть еще больше сенаторов — 115.
  • Срок полномочий президентских сенаторов будет такой же, как и у главы государства, — шесть лет. При этом президент может снять любого сенатора, назначенного до его вступления в должность.
  • Если президенту не нравится закон (в том числе и федеральный конституционный закон), преодолевший его вето, он сможет обратиться в Конституционный суд. Если судьи решат, что закон противоречит Конституции, то президент не должен его подписывать. Раньше депутаты и сенаторы квалифицированным большинством могли преодолеть вето, и президент обязан был подписать закон. По такому же принципу президент может попросить проверить конституционность законов любого субъекта федерации. Это усиливает президентскую власть над регионами.
  • Раньше президент был обязан распустить Госдуму, если она трижды не утверждает его кандидатуру премьера — теперь это условие необязательно. Также у него остается право либо отправлять в отставку правительство, либо распускать Госдуму в случае их конфликта (если Госдума дважды в течение трех месяцев проголосует за выражение недоверия правительству). После поправок президент получит право распускать нижнюю палату еще и в том случае, если депутаты откажутся утвердить более трети членов правительства, предложенных премьер-министром.

Президент усиливает контроль над правительством и силовыми ведомствами

  • По сути, президент становится главой правительства, а премьер — чиновником, который исполняет президентские поручения. Он определяет задачи, может возглавлять заседания правительства и напрямую контролировать те министерства, которые захочет.
  • Президент назначает премьера и отправляет его в отставку, но само правительство может сохранить (раньше он мог уволить премьера только вместе со всем правительством) — и ему не обязательно при этом распускать Госдуму. Президент может сам принять отставку любого министра — раньше президент увольнял министров и вице-премьеров только по предложению главы правительства. Он может и сам отправить в отставку любого вице-премьера или министра, утвержденного Госдумой.
  • «Силовой блок» правительства подчиняется непосредственно президенту. Кроме Минобороны, ФСБ, МВД, МЧС и Росгвардии, в него войдут Минюст и МИД. Президент будет назначать глав этих ведомств после консультаций с Советом Федерации (судя по всему, «консультации» будут сводиться к выступлениям кандидатов в Совете Федерации перед назначением). А вот увольнять их глава государства будет самостоятельно.

Президент усиливает контроль над судебной системой и прокуратурой

  • Президент представляет Совету Федерации кандидатов на председателей, заместителей и судей главных судов страны — Конституционного и Верховного. Судя по поправкам, в РФ примут новый федеральный конституционный закон, который даст право президенту назначать и всех судей других федеральных судов.
  • Теперь президент может инициировать отставку судей Конституционного и Верховного судов, а Совет Федерации — прекращать их полномочия. Раньше это могли делать только сами суды.
  • Резко сокращается максимальное количество судей Конституционного суда, было 19 — станет 11. Также из определения Конституционного суда уберут слова о том, что суд осуществляет судебную власть «самостоятельно и независимо».
  • Президент может назначать генерального прокурора и его заместителей, военных прокуроров, а также региональных прокуроров даже без согласования с генпрокурором и местными парламентами. Для этого нужны только «консультации» с Советом Федерации. А вот увольнять их он может самостоятельно. Также президент сможет назначать и увольнять всех остальных прокуроров, вплоть до городских и районных, если будет принят соответствующий федеральный закон. Если закон не примут, то эта функция останется за генпрокурором.