О встрече с Путиным и обещании Обамы
Болтон готовил встречу президентов США и России в Хельсинки 16 июля 2018 года. За месяц до того он прилетел в Москву, чтобы обсудить темы разговора между Путиным и Трампом.
В российской столице Болтон встретился с представителями ФСБ, министром иностранных дел Сергеем Лавровым и министром обороны Сергеем Шойгу. Сам российский президент традиционно опоздал на встречу.
На встрече Путин затронул и тему Украины. По словам Болтона, президент РФ сразу занял «жесткую позицию». Он сказал, что военная помощь Украине от США является «незаконной» и вообще — ситуацию не решит. Обсуждать Крым Путин вообще отказался, лишь отметив, что теперь это «просто часть исторических записей».
Еще одним интересным моментом, по мнению Болтона, было то, что Путин рассказал об обещании Барака Обамы. По словам президента РФ, в 2014 году тогдашний американский лидер обещал «решить вопрос Украины», если Путин остановится в Крыму и не пойдет дальше. Но по какой-то причине Обама изменил свою позицию и поэтому произошло то, что продолжается до сих пор.
О первом визите в Украину и разговоре с президентом Петром Порошенко
Болтон приехал в Украину гостем на парад ко Дню Независимости в 2018 году. Он завтракал с премьером Владимиром Гройсманом, прогулялся по местам главных событий Революции достоинства 2013—2014 годов и стоял на платформе вместе с президентом Петром Порошенко во время парада. «Речь Порошенко была полностью антироссийской, а самые громкие аплодисменты прозвучали в его адрес тогда, когда он пообещал создать в Украине независимую православную церковь», — пишет Болтон.
После парада Болтон встретился с Петром Порошенко в Мариинском дворце. Пятый президент сказал, что не отказался бы покупать больше американского оружия, чтобы защититься от врага. Болтон напомнил Порошенко, что Украина продает авиационные двигатели Китаю. В разговоре тет-а-тет тогдашний президент попросил США поддержать его на выборах и еще о нескольких таких вещах, которые позволили Болтону «не быть слишком грубым», когда он отказал.
«Чего действительно хотел Порошенко — так это американских санкций против Игоря Коломойского, украинского олигарха, который поддерживает Юлию Тимошенко, которая на тот момент была главным оппонентом Порошенко на будущих выборах», — пишет Болтон.
Он ответил Порошенко, что если тот имеет соответствующие доказательства — пусть направляет их в Министерство юстиции США. После этого Болтон встретился с депутатами, в том числе с самой Тимошенко. Он рассказывает, что во время разговора Тимошенко «доминировала», а Госдеп рекомендовал ему воздержаться от переговоров с ней из-за ее «близких связей с Россией».
О нападении на украинские корабли в Керченском проливе
После нападения России на украинские корабли в Керченском проливе Болтон позвонил Трампу и спросил, знает ли тот об этом инциденте. Тогда американский президент спросил: «Что делают европейцы?», на что получил ответ: «Ничего».
«Первой мыслью Трампа было то, что Украина совершила провокацию, по крайней мере, это было возможно, учитывая предстоящие президентские выборы. Но было также возможно, что россияне искали конфликт, пытаясь каким-то образом узаконить свою «аннексию» Крыма, которую признали только несколько стран», — пишет Болтон.
Он поговорил с советником по нацбезопасности канцлера Германии Яном Хекером. Тот считал, что Порошенко может получить политические преференции от этого, а его планы ввести военное положение могли отсрочить выборы — немцы были против. От госсекретаря Майка Помпео Болтон узнал, что, по мнению Трампа, Порошенко мог что-то спровоцировать с политической целью. «Пусть европейцы разбираются с этим. Я не хочу с этим разбираться», — сказал Трамп.
Нападение произошло за несколько дней до саммита G20, где должны были встретиться Трамп и Путин. Болтон спросил Трампа, действительно ли тот хочет встречаться после инцидента возле Керчи. Американский президент предложил передать Путину, что он готов встретиться, если Россия отпустит украинских моряков и корабли. Эту информацию Болтон передал Патрушеву, который уже донес ее до Путина.
Патрушев перезвонил Болтону и сообщил, что против моряков завели уголовное дело за «незаконное пересечение границы» и что, по их информации, это была провокация под руководством украинских спецслужб — поэтому они не могут их отпустить. После того Трамп написал твит о том, что отменил встречу с Путиным. На саммите G20 они только имели короткий разговор.
«Во время более поздней двусторонней встречи между Трампом и Меркель, Трамп сказал, что президент Украины, который симпатизирует России, мог бы помочь избежать третьей мировой войны», — пишет Болтон.
Об увольнении посла США в Украине Йованович
Двадцать первого марта Болтон говорил с Трампом, тот жаловался на Мари Йованович. Он говорил, что Йованович обеспокоена только проблемами ЛГБТ и ее нужно уволить «сегодня».
Впоследствии Болтон узнал: слухи о Йованович пускал личный адвокат Трампа Руди Джулиани. По словам госсекретаря Помпео, большинство заявлений Джулиани по поводу Йованович были неправдой и она действительно пыталась побороть коррупцию в Украине.
Через несколько дней Джулиани сказал, что Йованович вроде уже встречалась с Зеленским и попросила его закрыть некоторые уголовные дела. По мнению Джулиани, посол защищала Клинтон. Трамп не мог поверить, что Йованович до сих пор не уволили, он попросил Болтона позвонить Зеленскому и сказать, что посол говорит не от имени администрации США.
Об инаугурации Зеленского
Перед первым разговором Трампа и Зеленского Болтон предупредил президента США, что его могут пригласить на инаугурацию. Тот сразу же отметил, что на инаугурацию поедет вице-президент Майк Пенс. Но делегацию сформировать не успели. Поэтому Пенс и Помпео не поехали, а возглавил делегацию министр энергетики Рик Перри. Также в делегации почему-то оказался посол США в ЕС Гордон Сондленд, которого Болтон лично вычеркивал из списка.
О деле Байдена, давлении на Украину и отношении Трампа
Джулиани навязывал Трампу мнение, что все дело о возможном вмешательстве РФ в президентские выборы в США происходит именно из Украины.
Когда делегация вернулась из Украины, Трамп сказал: «Я не хочу иметь никаких *баных дел с Украиной. Они атакуют меня. Я не могу понять, почему. Спросите Джо ди Дженова, он знает об этом все. Они что-то хотят от меня. Но они коррумпированы. Я не хочу иметь с ними дело». Волкер пытался объяснить Трампу противоположное, но тот сказал: «Мне наплевать».
Министр энергетики Рик Перри попросил у Трампа 90 дней на то, чтобы исправить ситуацию, но тот перебил: «Украина пытается сбить меня. Я не заинтересован в помощи им». Трамп отметил, что хочет получить «*баный сервер нацкомитета демократов», а также, что он не хочет встречаться с Зеленским.
Болтон рассказывает, что запись разговора между Трампом и Зеленским 25 июля, из-за которого президента США пытались сместить с должности посредством импичмента, — не «стенограмма» и из нее удалены определенные фразы. Он приводит собственные ключевые цитаты:
Дональд Трамп: Я хотел бы, чтобы вы оказали нам услугу, потому что наша страна много пережила, и Украина много знает об этом. Узнайте о CrowdStrike, о серверах, говорят, что в Украине он есть. Я бы хотел, чтобы наш генеральный прокурор позвонил вам и выяснил все. Все закончилось вчера Мюллером: бессильным, некомпетентным. Я надеюсь, что вы сможете докопаться до сути.
Зеленский: Это очень важно для меня как президента, и мы готовы к будущему сотрудничеству и открытию новой страницы в наших отношениях. Я только что отозвал украинского посла в Соединенных Штатах, и он будет заменен, чтобы убедиться, что наши две страны сближаются. Я хочу личных отношений с вами. Я скажу вам лично: один из моих помощников только что говорил с Джулиани. Он приедет и мы встретимся. Я буду окружать себя лучшими людьми. Мы продолжим наше стратегическое партнерство. Расследование будет проведено открыто и честно. Обещаю как президент Украины.
Трамп: У тебя был хороший прокурор. Мистер Джулиани — очень уважаемый человек. Если бы он мог позвонить вам вместе с генеральным прокурором, и если бы вы могли поговорить с ним, было бы здорово. Бывшая посол США была плохой. Люди, с которыми она имела дело, были плохими. Много говорят о том, что сын Байдена прекратил преследование [против тех, кто создал и проводил операцию «относительно заговора Трампа с Россией»]. Он ходил, хвастаясь, что прекратил преследование. Звучит ужасно.
Зеленский: Поскольку у нас абсолютное большинство в парламенте, следующий генеральный прокурор будет на сто процентов моим кандидатом. Он начнет работать в сентябре. Он обратит внимание на компанию. Расследование будет возобновлено и следствие будет честным. Если у вас есть дополнительная информация, чтобы предоставить нам, пожалуйста, сделайте это. Что касается посла США в Украине Йованович, то я рад, что вы сказали, что она плохая. Я согласен на все сто. Ее отношение ко мне было далеко не лучшим. Она бы не восприняла меня как президента.
Читайте также:
О встрече с Зеленским
В конце августа Болтон в Украине встретился с командой Зеленского и самим президентом. Он поговорил с тогдашним секретарем СНБО Александром Данилюком о сотрудничестве «Антонова» и «Мотор-Сичи» с китайцами — это «делало невозможным» кооперацию с предприятиями в США.
Болтон говорил с Вадимом Пристайко, Андреем Загороднюком, Русланом Хомчаком и многими другими. Встречался в составе делегации с Андреем Богданом и Русланом Рябошапкой. С последним провел небольшую встречу тет-а-тет и поговорил о Джулиани, не упоминая фамилии Джулиани.
С Зеленским Болтон говорил о Крыме, Донбассе, переговорах в «нормандском формате», а также о его желании привлечь США и Британию к этим переговорам. Зеленский поблагодарил Болтона за помощь со стороны США и политику непризнания аннексии Крыма. «Если бы только он знал, насколько мы были близки, чтобы отказаться от всего этого», — отмечает Болтон.
Также Зеленский рассказывал о своей партии и озвучил свою идею относительно перемирия на Донбассе.
«Я уезжал из Киева, уверенный в том, что Зеленский понимает масштабы задач, стоящие перед ним как дома, так и за рубежом, как понимает и его новая команда. Это были люди, с которыми мы могли работать, пока не застряли в болотах, которые нам еще предстояло увидеть».