Гомофобия в футболе — отрывок из книги Тамары Марценюк «Защитники Галактики: власть и кризис в мужском мире»

Автор:
Алла Кошляк
Дата:

Футболист Джастин Фашану был первым, чей трансфер оценили в миллион фунтов стерлингов. Но запомнился он тем, что был обвинен в домогательствах и покончил жизнь самоубийством. Фашану первым решился сделать каминг-аут и поплатился за это карьерой. В издательстве «Комора» выходит книга «Защитники Галактики: власть и кризис в мужском мире». Ее автор Тамара Марценюк рассказывает, как исторически развивались представления о маскулинности и можно ли говорить о ее кризисе. «Бабель» с разрешения издательства публикует отрывок о том, почему в футбольной среде распространена гомофобия.

«Защитники Галактики: власть и кризис в мужском мире». Иллюстрации Марии Кинович.

Издательство «Комора»

Явление гомосексуальности: легитимация альтернативной маскулинности

Одной из первых работ, которая положила начало изучению сексуальности на основе социально-конструктивистского подхода, считается труд британского социолога Мэри Макинтош (Mary McIntosh, 1936—2013) «Роль гомосексуала» (The Homosexual Role, 1968). Исследовательница предложила различать понятие «гомосексуальное поведение» и «роль гомосексуала». Она утверждала, что гомосексуальное поведение может возникать в различных исторических и культурных контекстах, но не всегда имеет соответствующую роль. В тех обществах, где эта роль существует, ее границы могут устанавливаться по-разному.

Считается, что первой организацией, которая признала мужчин-гомосексуалов притесняемым культурным меньшинством, было Общество Метешин (Mattachine Society), основанное в 1950 году Гарри Геем (Harry Hay) и Чаком Роулендом (Chuck Rowland). Эту и другие первые организации вскоре начали поддерживать известные социологи и психологи. В 1951 году Дональд Вебстер Кори (Donald Webster Cory) опубликовал свою книгу «Гомосексуальность в Америке» (The Homosexual in America), где утверждал, что геи и лесбиянки — легитимное меньшинство. А в 1953 году Эвелин Гукер (Evelyn Hooker) получила грант от Национального института психиатрии для изучения гомосексуалов. В исследовании, представленном в 1956 году, автор продемонстрировала, что гомосексуальные мужчины так же хорошо приспособлены к жизни в обществе, как и гетеросексуальные. Однако в течение 1950—1960 годов геи и лесбиянки все еще могли попасть в изоляцию в психиатрические больницы и в тюрьмы, а также подвергались риску потерять работу и опеку над детьми, потому что суды и больницы признавали гомосексуальную любовь болезнью, преступлением или аморальным деянием.

Поворотным моментом движения за признание прав гомосексуалов стало 28 июня 1969 года, когда по Нью-Йорку прокатилась серия бунтов в ответ на полицейский рейд в одном из популярных тогда гей-баров «Стоунволл Инн» (Stonewall Inn). Из-за немотивированной агрессии и неправомерного поведения представителей правоохранительных органов по отношению к геям, лесбиянкам и травести-дивам (drag queens) на улицы вышли сотни, а впоследствии и тысячи представителей ЛГБТ-сообщества. Это событие заставило ЛГБТ-активистов объединиться и создать правозащитные организации, чтобы бороться за соблюдение своих прав. Стоунволльские бунты считают толчком к началу борьбы западного ЛГБТ-сообщества за свои права.

Издательство «Комора»

Свидетельством роста религиозного восприятия верующих геев и лесбиянок было посвящение первого священника-гея в духовный сан, которое провела Объединенная церковь Христа в 1972 году. После этого начали появляться и другие церкви, молитвенные дома и синагоги для геев и лесбиянок. Основанная в 1972 организация «Родители и друзья лесбиянок и геев» (Parents and Friends of Lesbians And Gays) объединила членов семей для более сильной поддержки движения за права геев.

В 1973 году Совет директоров Американской психиатрической ассоциации проголосовал за то, чтобы устранить гомосексуальность из Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, который позже одобрила Американская психологическая ассоциация. С этого момента начался долгий путь депатологизации проблемы.

Семнадцатого мая 1990 года Генеральная ассамблея Всемирной организации здравоохранения исключила гомосексуальность из списка психических заболеваний. И именно 17 мая считается Международным днем борьбы с гомофобией и трансфобией.

Проблема гомофобии среди футбольных фанатов

В футбол играют много гомосексуалов, но большинство из них, как и раньше, вынуждены скрывать свою ориентацию. По моему мнению, одна из главных причин, почему люди «остаются в шкафу», — это язык вражды, который им приходится слышать. Это распространяется и на оскорбление определенных игроков, и на речевки, которые зрители выкрикивают на стадионах. Это не только заставляет игроков-гомосексуалов чувствовать себя нежелательными — результаты исследования доказали, что такое положение вещей влияет и на болельщиков. Настало время, когда в любом виде спорта должна быть нулевая толерантность к гомофобии и языку ненависти — как на поле, так и за его пределами (Робби Роджерс, колонка в The Guardian).

Гомосексуальность — до сих пор достаточно табуированная тема в мировом футболе. Во всем мире есть лишь несколько профессиональных футболистов, которые отважились рассказать о своей сексуальной ориентации во время профессиональной карьеры. Один из них — игрок американского клуба «Лос-Анджелес Гэлакси» Робби Роджерс (Robert “Robbie” Hampton Rogers) — первый открытый гей и спортсмен высшей футбольной лиги, который высказался о проблеме гомофобии в спорте и призвал к нулевому уровню толерантности по отношению к ней. Робби Роджерс критиковал ФИФА за то, что чемпионаты мира по футболу Федерация отдала таким гомофобным странам, как Россия и Катар.

Большинство гомосексуальных футболистов не решаются сделать так называемый каминг-аут — раскрыть свою сексуальную ориентацию. Прежде всего это связано с тем, что игроки боятся последствий, которые могут достаточно негативно повлиять на их дальнейшую карьеру, и не хотят потерять авторитет среди одноклубников или — еще хуже — футбольных фанатов. Ведь последние довольно радикально настроены против сексуальных меньшинств. Например, капитан национальной сборной Германии Филипп Ламм в одном из своих интервью прокомментировал слухи о своей гомосексуальности. Игрок «Баварии» опровергал эту информацию, хотя в то же время последовательно выступал против гомофобии в профессиональном спорте.

Футбольные фанаты чаще всего прибегают к гомофобии. Футбол считается чисто мужской игрой, где нет места тем, кто не соответствует критериям настоящего мужчины. Страх перед гомосексуальностью заставляет подростков прибегать к насильственным методам в отношении тех, кому свойственно такое поведение. Страдают от гомофобии преимущественно футболисты. Они боятся раскрыть себя, ведь неизвестно, какой будет реакция партнеров по команде, руководства клуба и футбольных фанатов, которые обычно давят на игроков.

Издательство «Комора»

Проблема в том, что футболисты с гомосексуальной ориентацией составляют меньшинство по сравнению с миллионами другими игроков, что создает дополнительное давление на них. Пример нетерпимости в футболе к гомосексуалам — футболист Джастин Фашану (Justin Fashanu). До определенного времени его знали как первого футболиста, трансфер которого оценили в один миллион фунтов стерлингов. Но в разгар карьеры Джастин объявил о своей гомосексуальности, став первым профессиональным футболистом, который решился на такой резкий поворот в своей жизни.

Но ни общество, ни сам Фашану к такому развитию событий не были готовы. Джастин начал менять клубы один за другим, поскольку никто не мог оказать ему должную поддержку. Спортсмена критиковали тренеры и одноклубники, ему поступали угрозы от футбольных фанатов, а желтая пресса высасывала из пальца скандалы, самым громким из которых стала история об изнасиловании 17-летнего парня. В 1998 году бывший форвард английской молодежки покончил с собой, повесившись в своем гараже. И самое ужасное, что Фашану запомнили не по выдающейся игре, а по скандалам, гомосексуализму и самоубийству.

Популярный футбольный журнал FourFourTwo провел опрос среди профессиональных футболистов, которые отвечали лишь на один вопрос — «Знаете ли вы игроков с нетрадиционной ориентацией». Из 123 респондентов 10 процентов сказали, что знают. Среди ответов был такой: «Один из игроков доверился мне и открылся, сделал каминг-аут. Я держал язык за зубами. Это не мое дело. Это и не ваше дело». Еще два респондента отметили, что готовы защищать футболистов-геев. Но поскольку большинство даже не хочет говорить на эту тему, можно сделать вывод об отсутствии терпимости в футболе.

Итак, проблема гомофобии в футболе достаточно актуальна в наше время и требует решения. Такие международные организации, как ФИФА (Федерация национальных футбольных ассоциаций), УЕФА (Союз европейских футбольных ассоциаций), Сеть поддержки гомосексуального футбола (Gay Football Supporters Network), должны прилагать немало усилий, чтобы противодействовать гомофобии. Важно понимать, что гомофобия — проблема не футбола, а общества в целом. Футбольные фанаты из-за убеждений и «традиций» не считают гомофобию негативным явлением — для них это скорее «стиль поддержки любимой команды». Прибегая к проявлениям насилия, фанаты таким образом подчеркивают свою мужественность, превосходство над другими, отвлекая внимание от собственных проявлений гомосексуального поведения.