Двадцатичетырехлетний Ярослав Гула преподает математику в Шостке Сумской области. В сентябре прошлого года его пригласили в школу № 6 — на место уволенной ранее учительницы. «Дети жаловались, что она их постоянно унижала, била указками, транспортирами», — рассказывает он. Первым делом молодой учитель купил в школу новый транспортир и объяснил детям, что теперь все будет иначе, вспоминает мама шестиклассника Наталья Коваленко. Но в мае Гулу попросили уволиться, потому что в школу вернулась прежняя учительница — Нина Кобизская. «Все мои [учебные] часы — теперь ее», — говорит учитель. Речь идет о пятом, шестом, восьмом и десятом классах.
Нина Кобизская работает учительницей почти 50 лет. В школе № 6 она преподает с 2012 года, рассказывает исполняющая обязанности директора Оксана Плацинда. В декабре 2018 года Кобизскую уволили из школы за «аморальный проступок» — она отказалась пускать на урок комиссию по аттестации и закрылась в классе с двумя десятками пятиклассников. «Она их на перемене загнала в класс и закрыла дверь. Многим деткам стало плохо, у некоторых поднялось давление, у кого-то разболелся живот. Одна девочка вообще начала бояться замкнутого пространства», — рассказывает Наталья Коваленко. Учительница открыла дверь через полчаса, когда в школу приехали полиция, родители и телевидение. Родители утверждали, что учительница вела себя неадекватно и агрессивно. Она же объясняла, что хотела уберечь детей от стресса из-за открытого урока.
Нина Кобизская не согласилась с увольнением и подала на школу в суд. За почти полтора года она прошла все инстанции — городской и апелляционный суды, и даже Верховный, после которого дело начали рассматривать заново. Она считала, что дети испугались не закрытого класса, а прибывшей полиции. Суду она объясняла, что просила администрацию школы не устраивать открытые уроки, «чтобы не травмировать учеников 5 класса». Кобизская не хотела проходить аттестацию и говорила, что все равно скоро уйдет на пенсию. «Она об этом рассказывала не один год подряд, но все равно продолжала работать», — говорит мама Наталья Коваленко. Четвертого мая этого года Кобизская наконец добилась восстановления в должности — Апелляционный суд Сумской области не нашел доказательств аморального поведения учительницы и решил, что ее уволили незаконно. Школа восстановила ее на работе, а управление образования должно выплатить ей 135 тысяч гривен. Это зарплата за тот период, когда учительница вынужденно не работала.
Это не первый скандал, связанный с Ниной Кобизской. «Она подает в суды на всех подряд — на соседей, на школу, на журналистку, которая снимала сюжет», — говорит Наталья. Учительница работала в нескольких школах района, а также в шосткинской школе № 5. Около десяти лет назад ее оттуда уволили, но она восстановилась через суд и получила денежную компенсацию, рассказывает мама ее бывшего ученика Светлана Мамонтова. Она перевела своего 15-летнего сына в другую школу именно из-за Кобизской. «Она и била детей, и плевалась. Однажды даже плюнула мне в лицо. Я вообще не представляю, как она до сих пор работает с детьми», — вспоминает женщина. Кроме поведения учительницы, женщина жалуется на ее непрофессионализм. Вместо математики Кобизская любила поговорить с детьми о политике. «Она очень поддерживала Юлию Тимошенко и постоянно рассказывала детям, какая та молодец», — вспоминает Светлана. Родители неоднократно ругались с учительницей и просили руководство ее уволить. «Ее пытались перевести в несколько других школ, но никто не хотел ее к себе брать», — говорит женщина.
Нина Кобизская уже вернулась в школу, рассказала «Бабелю» Оксана Плацинда. Она преподает почти у всех учеников — в школе есть только один основной учитель математики и один по совместительству читает физику. Среди ее учеников — и дети, которых она закрывала в классе. Их родители говорят, что из-за учительницы те боятся возвращаться в школу после карантина. Если Кобизская останется, большинство собирается переводить детей в другие школы, говорит Наталья Коваленко. «В школе просто никого не останется. Против нее — дети, родители, педагоги, а она все равно держится за место», — говорит она. Сама Кобизская готовится подавать новый иск против школы. «Кто настроил детей? Школа, администрация школы? Я подаю на моральный ущерб, унижение чести, достоинства и деловой репутации. Никаких больше разговоров я с вами вести не собираюсь», — заявила она журналисту «ТСН».
И в школе, и в управлении образования заявили, что обжалуют восстановление Кобизской на работе. «Я была вынуждена восстановить ее в соответствии с судебным постановлением. Но мы готовим кассацию в Верховный суд. Родители пишут на мое имя заявления, я их все принимаю и буду рассматривать», — рассказала исполняющая обязанности директора школы Оксана Плацинда. «Бабель» пытался уточнить детали в управлении образования, но там ответили, что руководительница Наталья Сергейко будет на работе только на следующей неделе. Ее заместитель комментировать ситуацию отказалась. Родители опасаются, что кассация школы и управления образования будет формальностью, поскольку на предыдущие суды их представители не являлись. Оксана Плацинда говорит, что школу на заседание не приглашали, потому что они якобы проходили в закрытом режиме. При этом в постановлении Апелляционного суда указано, что заседания были открытыми, а представители школы и управления образования попросили рассматривать дело без них.
Родители школьников просят вместо Кобизской вернуть учителя Ярослава Гулу. «Дети его любят, на уроках было интересно, они все понимали. Почему у детей не спрашивают, какого учителя они хотят?» — говорит Наталья. Во время карантина Гула записывал для учащихся видеоуроки, а также общался с ними в соцсетях и по телефону.
«Дети смотрели, если что-то не понимали — я объяснял. А она задала им повторить параграф и сделать задания. Вот такое дистанционное обучение с ее стороны», — говорит Гула. Он не захотел увольняться из школы и даже просил городского голову повлиять на ситуацию. Пока Ярослав Гула работает в школе социальным педагогом.