Школа после карантина. Экс-советник министра образования Иванна Коберник и шеф-редактор «Бабеля» Катерина Коберник разговаривают о «рабочем» июне, каникулах под посевную и предметах 2 в 1

Автор:
Катерина Коберник
Дата:

Два месяца назад украинские школы закрыли на карантин из-за пандемии коронавируса. Министерство образования распорядилось перевести обучение в онлайн: часть школ с этим справились, но большинство ограничились рассылкой домашних заданий через мессенджеры. Мама пятиклассницы и по совместительству шеф-редактор «Бабеля» Катерина Коберник, в отличие от большинства родителей школьников, от карантина не пострадала. В этом учебном году по совету своей подруги, соосновательницы общественной организации «Смарт образование» Иванны Коберник она перевела дочь в новую школу, которая быстро наладила полноценное обучение онлайн. За пару недель до начала летних каникул две свободные от домашних заданий Коберник поговорили о неочевидных последствиях карантина. Иванна рассказала, как школьники будут догонять программу в следующем году, почему родители сами мешают разгрузить детей от уроков и к каким непопулярным, но нужным реформам пандемия подталкивает чиновников.

В сентябре дети, надеюсь, пойдут в школу, и у всех будет абсолютно разный уровень знаний: когда и за счет чего они будут догонять программу?

Министерство образования и науки уже предложило в сентябре провести коррекционное обучение, чтобы этот уровень подтянуть. Но программу следующего класса никто не сократил. На мой взгляд, честная позиция — сказать, что следующий учебный год надо продлить. Два с половиной месяца дети не учились полноценно. Дистанционное обучение в школах было очень разным. По меньшей мере в начале сентября правильно было бы сказать: уважаемые педагоги, родители, учащиеся, мы не можем допустить, чтобы дети не получили необходимых знаний, поэтому готовьтесь, что в этом году они будут учиться в июне. Подстройте под это свои планы, не нагружайте детей, не задавайте им по 20 страниц наперед.

«Бабель»

Сейчас небольшая часть детей полноценно учатся онлайн, остальные просто получают домашние задания в Viber. Моя дочка в первой группе, и мне покажется странным, если в следующем году ей придется учиться дольше. Я не понимаю, как в сентябре школы четко определят, что дети пропустили и на сколько нужно продлить обучение — это же не может быть одно решение для всех?

Есть образовательная программа и ожидаемые результаты. Учителя в сентябре должны оценить, достигнуты ли ожидаемые результаты прошлого года. На самом деле, по закону об образовании, учебный год может длиться до 1 июля, а школа сама имеет право решать, когда заканчивать обучение. Но продление обучения в июне — непопулярное решение, в частности у родителей. Такой короткий учебный год, как у нас, есть разве что в России и Беларуси. Если продлить обучение, у детей будет меньше уроков каждый день, больше времени на закрепление знаний, они будут меньше уставать.

Кроме того, за три месяца летних каникул дети теряют знания. То есть даже без карантина они возвращаются в школу 1 сентября, и еще месяц-полтора учителя приводят их в чувство — примерно до уровня конца учебного года. С карантином картина будет существенно хуже.

Если все так, почему мы давно не продлили учебный год?

Нынешняя структура сложилась еще при царе Горохе: 9-месячный учебный год и график каникул были, внимание, подвязаны под посевную и сбор урожая, чтобы привлекать детей к этим работам. Не знаю, сколько десятилетий назад это придумали, но почему, например, четверти неравномерные? Почему третья четверть, когда зима, холодно, мало солнца и витамина D, самая длинная?

Я сто раз задавала себе этот вопрос и думала, что это банальный садизм (смеется).

Все просто: в конце марта дети были нужны на посевной. И то самое же с летними каникулами: они должны были помогать собирать урожай. Многие дети уже даже не знают, что такое посевная, но мы живем с этим наследием Советского Союза.

Почему так? Потому что для изменений традиционно нужны воля и политическое решение. Тому, кто решится, надо будет выдержать большое давление — и учителей, и в большой степени родителей, которые не будут соглашаться примерно такими словами, как ты говорила: «А почему это мой ребенок июнь должен сидеть в школе?»

Я говорила о другом: кому-то в следующем июне придется догонять программу, а кто-то пройдет ее этой весной, и проверить это в масштабах страны будет трудно.

Никто не будет проверять уровень знаний по всей стране. Школы и уровень усвоения программ были разными всегда, карантин просто обнажил эту проблему. У нас каждый год есть территории, преимущественно сельские, где детей отправляют на зимние каникулы на весь январь. Они не учатся, потому что местная власть таким образом экономит на школьном автобусе, расчистке дорог, отоплении школы. У этих детей каждый год меньше времени на усвоение программы, и на это все закрывают глаза.

Поэтому, когда мы говорим о следующем учебном году, то на бумаге будет написано, что все всё прошли. А фактически у многих детей будут существенные пробелы. А чем будут заниматься конкретные дети, в конкретной школе, в конкретном классе — зависит от их учителя.

Недавно в Facebook я видела оживленную дискуссию сознательных родителей. Главный вопрос: какие выводы должна сделать украинская система образования после карантина? Что ты думаешь?

Во-первых, родителям, очевидно, стало понятно, сколько лишнего и устаревшего сохранилось в школьных программах. Насколько они теоретизированы, оторваны от современной жизни и как сложно применить эти знания в реальной жизни. Министерство образования должно было бы, наконец, пересмотреть программы, утвердить новый базовый стандарт образования согласно реформе НУШ и начать обучать педагогов цифровым технологиям.

Во-вторых, дистанционное обучение хорошо наладили те школы и учителя, которые раньше практиковали смешанное обучение. То есть если учитель ранее давал какие-то видео, вел свой YouTube-канал, пользовался разными платформами для онлайн-тестов, он быстро освоился в новых условиях.

И еще я очень надеюсь, что уроки пандемии привлекут внимание к естественным наукам и к интеграции предметов. Мы видим, насколько устарело попредметное преподавание.

Расскажи больше об интеграции предметов, приведи какой-то пример? Большинство родителей не понимают, о чем речь.

Я думаю, в вашей школе с этим все в порядке.

В нашей — да, но до того, как мы попали в эту школу, я ничего об этом не слышала. Какие курсы можно и нужно объединять?

Объединять можно многое, главное — делать это разумно и вовремя. Например, в средних классах можно объединить географию и историю, потому что историческое развитие тесно связано с географическими условиями. Можно и необходимо объединять биологию и химию. У детей в 8—9 классах огромные проблемы из-за того, что эти две программы не синхронизированы. Биохимию учат сначала на биологии, потом — на химии. У детей в головах винегрет, и их очень жаль. Мой любимый пример про кровь. На биологии ее изучают как жидкую ткань в разделе «Ткани». А на химии кровь изучают как коллоидный раствор. Попыткам совместить эти вещи и изучать или хотя бы записать кровь в тему «Растворы» в биологии противятся методисты старой формации. А тем временем все Нобелевские премии в области естественных наук в последние годы присуждают за комплексные открытия на стыке разных наук. В реальной жизни они уже интегрированы.

Но школа сама может объединять курсы.

Может, по крайней мере старшая школа. Но для того чтобы объединить, нужно иметь учебники, подготовленных учителей и соответствующие методики преподавания. С 2016 года Лилия Гриневич пыталась запустить этот процесс, но ему противятся те, кто не хотят терять свои учебники, написаные 10 и более лет назад, и свои рабочие тетради, которые они продают.

Вот свежий пример: в проекте стандарта базового образования, это 5—9 классы, наконец, предусмотрена интеграция языка и литературы — это практика всего цивилизованного мира, но сопротивление учителей литературы, прежде всего зарубежной, просто сумасшедшее. В этой войне используют достаточно манипулятивные патриотические аргумент, что якобы интеграция — это уничтожение украинской литературы.

В итоге деление на язык и литературу и преподавание по достаточно устаревшим методикам приводит к тому, что дети после 11 класса не могут сформулировать мысль на украинском. Потому что они изучали украинский язык где-то в вакууме — с подлежащими и сказуемыми, суффиксами и префиксами, но не учились нормально мыслить на украинском, обсуждать произведения качественно и глубоко. К сожалению, у противников интеграции высокие шансы победить, и эта реформа может не состояться.

Когда будет какое-то решение?

Обсуждение должно закончиться в мае, и я пока не вижу большой политической воли отстаивать более прогрессивные подходы.

Родителям сейчас тяжело. Многие не понимают, где в новых условиях заканчивается работа учителя и начинается — родителей. Что такое родительский минимум — установить на компьютер нужные программы или объяснить новую тему? Ты знаешь ответы на эти вопросы?

Родители должны организовать процесс, но не должны учить. Педагог — это профессия. Я могу найти близкий к теме фильм или информацию в интернете, но объяснять тему с нуля не возьмусь никогда. Я школу закончила давно, это не я учусь — учатся мои дети.

Другой вопрос, если в течение карантина родители выяснили, что им не нравится, как учат их ребенка. Тогда нужно задуматься и, возможно, поискать другую школу.

Думаешь, после карантина будут массовые миграции учеников?

Я на это надеюсь, это и есть сознательный родительский подход. Не заменить учителя и не выполнить все его прихоти, а найти для своего ребенка лучшие условия. У нас с тобой есть общая знакомая, чьи дети учатся в школе, которая в десятке по баллам ВНО в Украине. У нее трое детей в трех разных классах, ни в одном из них не было ни одного онлайн-урока — только задают параграфы и упражнения из учебника. Это не дистанционное обучение.

Когда я выбирала школу для дочери, ты советовала не ориентироваться на результаты ВНО. Твой пример как раз об этом.

Да! Часто ВНО — это не результат школы, а результат родителей, у которых есть деньги на репетиторов и потребность, чтобы их дети получали самое лучшее за дополнительную плату. Во время карантина это стало очевидным. У меня тоже есть знакомые родители, которые были уверены, что у них все прекрасно — дети учатся в престижных по киевским меркам школах. И вдруг они выяснили, что все обучение — это список упражнений в Viber и перечень страниц учебника.

«Бабель»

В этом году отменили ГИА в 4 и 9 классах. Ты говорила раньше, что ГИА — это мониторинг работы учителей, но стресс это именно для родителей и детей. Какие-то негативные последствия будут, или это стресс ради стресса и в этом году всем просто повезло?

Ничего не будет. ГИА действительно вводилась как мониторинг работы учителей и школ. И это хороший пример незаконченной реформы. Почему она не работает? У нас же есть ГИА в 11 классе, которае проходит в форме ВНО. В этом случае уровень усвоения материала измеряется стандартизированным тестом. Эта система должна была бы работать в 4 и 9 классах — стандартизированный тест должны давать извне и проверять тоже вне школы. Но сейчас ГИА — это обычная контрольная, которую составляют и проверяют учителя школы. Дальше эта информация никуда не идет и никем не анализируется, потому что второй и третий этапы реформы так и не ввели.

А что должно быть на втором и третьем этапах?

Должны были разработать государственный стандартизированный тест и потом ежегодно анализировать результаты. Сейчас что-то анализировать невозможно: 12 баллов в сельской малокомплектной школе, например, чаще всего не равны 12 баллам в физмат-лицее в областном центре.

Все прогрессивные педагоги говорят, что в условиях карантина оценки не главное. Но их все равно выставят, и там, где реального дистанционного обучения не было, за основу возьмут оценки предыдущего семестра. Что делать, если ребенок улучшил свой результат, но получил оценку на основе предыдущей четверти?

Это нетипичная ситуация, но может случиться, что ребенок на дистанционном обучении упорно учился и, если бы имел непосредственный контакт с учителем, улучшил бы свой результат. Здесь я могу посоветовать родителям подавать на апелляцию — школа должна предоставить возможность пересдать оценку, в том числе годовую. Это можно будет сделать в сентябре. Эта опция, кстати, существовала и до карантина.

Но ты правильно сказала, что оценки не главное. Важнее сохранить мотивацию у детей, чтобы они что-то полезное читали, смотрели, рассуждали, высказывали свои суждения. За полгода дома эту способность нужно не утратить.