Работа в Беларуси, судебный процесс и депортация
Михаилу Подоляку 48 лет. В СМИ часто пишут, что родом он из Винницы. На самом деле это не так — детство Подоляка прошло во Львове и Нововолынске. С 1989 года он жил в Беларуси. Там окончил Минский медицинский институт, но карьере врача предпочел работу в медиа. «Журналистика — это то, чем я на самом деле хочу жить», — много лет спустя объяснил он свой выбор в интервью «Детектору медиа». В 1991—1992 годах Подоляк работал в белорусских газетах «FM-бульвар», «Время», «Народная воля» и «Белорусская деловая газета».
В 2002 году на Подоляка и белорусскую газету «Наша свобода» подал в суд Анатолий Тозик, глава Комитета госконтроля Беларуси. Ему не понравилось, что журналист выставил его интриганом и шантажистом. В качестве моральной компенсации чиновник потребовал 60 тысяч долларов. Суд требование истца удовлетворил: газета должна была заплатить 54 тысячи долларов, а лично Подоляк — 2,7 тысячи. Для издания сумма оказалась непосильной, и оно закрылось. Главред «Нашей свободы» Павел Жук заявил, что иск был заказом президента Александра Лукашенко.
В 2004 году Подоляк работал заместителем главного редактора в оппозиционной газете «Время». Утром 21 июня к нему домой пришли сотрудники КГБ Беларуси, предложили собрать вещи и сопроводили на железнодорожный вокзал. Оттуда журналиста депортировали в Украину. Подоляк заявил, что это была реакция власти на его острые статьи, а КГБ обвинил его в тенденциозности, клевете и дестабилизации ситуации в стране. Его также лишили права посещать Беларусь в течение пяти лет.
Работа в «Обозревателе», сотрудничество с Юрием Иванющенко и Сергеем Левочкиным, интервью с Януковичем
Вместе с Подоляком в Украину переехала его жена, они купили квартиру. Как позже рассказывал Подоляк, деньги на нее он заработал благодаря проектам в Беларуси, России и Украине. Каким именно — он не уточнил.
В 2005 году Подоляк был главным редактором «Украинской газеты». Через девять месяцев после отравления кандидата в президенты Виктора Ющенко издание опубликовало статью «Тайная вечеря». В ней в отравлении обвинили близких к Ющенко людей: Давида Жванию и Евгения Червоненко. После этого Подоляка вызвали на допрос в Генпрокуратуру, а несколько медиаэкспертов заявили, что публикация не соответствует журналистским стандартам.
В 2006 году Подоляк открыл собственную пиар-фирму, которая, по его словам, занималась «репутационным менеджментом». «Мой профиль включает работу с конфликтом той или иной сложности, а в этой работе есть разные компоненты — юридические, силовые, переговорные и, в какой-то части, медийные», — рассказывает он «Бабелю». Компания работала с украинскими, российскими и белорусскими политиками. Их имена Подоляк не раскрывает по сей день.
В 2006 году Подоляк как фрилансер сотрудничал с новостным сайтом «Обозреватель» и работал советником владельца ресурса — Михаила Бродского.
В августе 2010 года на одном из белорусских интернет-ресурсов вышло интервью с Подоляком. В нем он хвастался дорогой машиной и охраной, высокопоставленными знакомыми в российских и украинских спецслужбах и говорил, что неразборчив в заказчиках — лишь бы платили деньги. Сразу после публикации Подоляк заявил, что интервью фальшивое. Часть текста — выжимки из неформальных бесед с сотрудниками спецслужб «не для протокола», 20 процентов — вымысел.
Одним из высокопоставленных знакомых Подоляка во второй половине нулевых был тогдашний советник главы СБУ Вадим Гриб. По одной из версий, Подоляк сотрудничал с Грибом как пиарщик, но в комментарии «Бабелю» Гриб уточнил, что речь скорее не о сотрудничестве, а об общении, которое началось в 2005 году.
Первого декабря 2011 года Подоляк стал шеф-редактором сайта «Обозреватель», а полгода спустя — консультантом близкого соратника экс-президента Виктора Януковича, нардепа от Партии регионов Юрия Иванющенко. У «регионала» была плохая репутация: СМИ постоянно писали о его криминальном прошлом и называли «Юрой Енакиевским». Во многих медиа был неформальный запрет на негативные упоминания об Иванющенко.
В апреле 2011 года Подоляк вместе с двумя адвокатами депутата провел пресс-конференцию, где попытался объяснить журналистам, почему Иванющенко не криминальный авторитет. Спустя несколько месяцев на «Обозревателе» вышел позитивный материал о бизнесе Иванющенко — сайт обвинили в публикации «джинсы». Подоляк ответил, что текст был «позитивным информационным сообщением пиар-характера», которое опубликовали «на финансовых условиях». Сейчас технолог говорит, что одной из важных задач его работы было объяснить Иванющенко «правила общественной дискуссии», проще говоря — научить его общаться со СМИ.
В июне 2011 года Подоляк сам попал в кадр центральных каналов. Его вместе с известными журналистами Савиком Шустером, Евгением Киселевым, Александром Ткаченко, Игорем Гужвой и Андреем Куликовым пригласили в закрытую резиденцию Януковича в Межигорье. Непубличный и малоизвестный широкой публике Подоляк задал два удобных для президента вопроса: как сделать простого украинца законопослушным и готова ли команда Януковича отвечать на информационные вызовы?
Работу в «Обозревателе» Подоляк совмещал с несколькими собственными проектами. На парламентских выборах 2012 года он, по словам двух собеседников «Бабеля», помогал мажоритарщику Анатолию Матвиенко в Винницкой области. Но депутатом Матвиенко так и не стал: он снял свою кандидатуру в пользу другого кандидата — близкого к Петру Порошенко Григория Заболотного.
Еще один влиятельный политик, с которым СМИ связывали Подоляка, — бывший глава Администрации президента Януковича Сергей Левочкин. Технолога называли «смотрящим» чиновника за всеми мажоритарными округами Киева на выборах 2012 года. По информации «Бабеля», Подоляк тогда работал с мажоритарщиком от Партии регионов Максимом Луцким, который баллотировался в Соломенском районе столицы. Подоляк это отрицает.
В недавнем интервью сайту «Страна» Левочкин заявил, что не сотрудничал с Подоляком как с технологом. Но сам Подоляк в комментарии «Бабелю» сказал, что с бывшим главой АП Януковича знаком и «несомненно, работал». «Он блестяще эрудирован, профессионален и умеет выстраивать сильные проектные рабочие группы», — говорит Подоляк и добавляет, что Левочкина демонизировали, а его потенциал «высок, но обсуждать это пока бесполезно».
В 2013 году Подоляк ушел из «Обозревателя» — по его словам, из-за двух новых проектов на зарубежных рынках. Но бывшие коллеги Подоляка рассказывают, что еще в «Обозе» он консультировал Александра Попова — тогдашнего главу Киевской горгосадминистрации и политического протеже Левочкина. Формально советником Попова Подоляк так и не стал. На вопрос о своих обязанностях в КГГА он говорит, что отвечал за внешние коммуникации и большую открытость.
На местных выборах 2015 года Подоляк стал главным технологом партии «Рух за реформи» неизвестного бизнесмена Сергея Думчева. Его предвыборная кампания была самой агрессивной — город завесили сотнями билбордов, у метро раздавали газету «Киевский носорог». Но результат на выборах оказался провальным: политсила набрала непроходные 3,14 процента, а мажоритарщик Думчев — 3,92. Сейчас Подоляк говорит, что Думчев был хорошим профессиональным вызовом. Первая часть кампании благодаря «управляемому визуальному скандалу», по мнению Подоляка, прошла успешно. Но за полтора месяца до выборов взгляды Думчева и его технолога разошлись, и Подоляк ушел.
После кампании Думчева, в 2015 году, Подоляк, по словам двух бывших сотрудников АП Порошенко, пробовал сотрудничать с главой АП Борисом Ложкиным. Они даже встречались, но сотрудничество не состоялось. Также с Подоляком общался депутат Сергей Березенко, племянник Анатолия Матвиенко и замглавы фракции «Блока Петра Порошенко». Подоляк эту информацию опровергает и говорит, что стилистика работы команды Порошенко ему чужда. «С другой стороны, наряду с крайне отвратительными людьми в его ближнем круге, там периодически оказывались вполне адекватные ребята с хорошим управленческим потенциалом. С частью из них у меня были и остаются хорошие отношения», — рассказывает он «Бабелю». Один из таких «ребят» — Березенко, с которым Подоляк знаком более 15 лет.
Приход в команду власти и главные задачи в ОП
Команду нового президента Владимира Зеленского Подоляк тоже много критиковал. Прежде чем в начале апреля 2020 года занять кабинет в Офисе президента, в своих блогах и постах в Facebook он писал, что «Слуга народа» «оказалась тем еще сборищем мелких и наглых циников», а главу ОП Андрея Ермака технолог называл «темным демоном» за спиной у Зеленского. На вопрос, зачем он пришел работать в такую команду, Подоляк не без пафоса отвечает, что он государственник, поэтому хочет помогать строить «эффективное, компактное, но жесткое государство».
Технолог не рассказывает, кто порекомендовал его Андрею Ермаку, ссылаясь на то, что говорить об этом некорректно. На вопрос «Бабеля», имеет ли отношение к его назначению бывший сопредседатель фракции «Блока Леонида Черновецкого» в Киевсовете Денис Комарницкий, Подоляк отвечает «нет», но говорит, что с Комарницким знаком.
В ОП, по словам Подоляка, у него несколько задач: «оценка кризисов, качественное управление новостными и разъяснительными коммуникациями, большая открытость спикеров, увеличение числа контактов государства с журналистами, в том числе по конфликтным кейсам». Технолог считает, что проблема нынешней команды — «тактика немоты», которая в итоге «привела к самоизоляции».
По словам близкого к Андрею Ермаку источника, Подоляка позвали в ОП в разгар скандала с «пленками Лероса», в том числе и для его решения. Но технолог говорит, что эти события никак не связаны, а сами пленки — «чистый манипулятивный пиар-скандал с малой ценностью для государства».
Два собеседника «Бабеля», которые в прошлом работали с Подоляком, характеризуют его примерно одинаково: он эрудирован, не глуп, ради достижения цели часто нарушает этические принципы. Последнее качество, по их словам, сделало Подоляка востребованным у политиков специалистом для «эффективной» работы с медиа.
Сам Подоляк говорит, что этика, которая позволяет отделять безусловное зло от безусловного добра, — его главная доминанта. Если заказчики или их методы ему не подходят, он легко отказывается от проекта, потому что финансово давно не нуждается в постоянной работе.