Мафия, наркокартели и талибы укрепляют свое влияние на фоне пандемии коронавируса. Они раздают людям еду, маски и внедряют собственный карантин — пересказываем материал WP

Автор:
Яна Собецкая
Дата:
Мафия, наркокартели и талибы укрепляют свое влияние на фоне пандемии коронавируса. Они раздают людям еду, маски и внедряют собственный карантин — пересказываем материал WP

Афганцы на пустынном рынке в Кабуле. Из-за вспышки коронавируса город оказался на карантине. 28 марта 2020.

Haroon Sabawoon / Anadolu Agency / Getty Images

В Афганистане талибы отправляют медицинские группы в дальние провинции, чтобы противостоять коронавирусу. Их эффективность оценили даже в Госдепе США. Мексиканские картели и итальянская мафия раздают продукты первой необходимости обедневшим людям. А в Бразилии и Сальвадоре банды вводят комендантские часы, чтобы предотвратить распространение болезни. «Бабель» пересказывает материал The Washington Post о том, как криминальный мир использует пандемию COVID-19 для укрепления своих позиций.

Пандемия коронавируса нанесла сокрушительный удар мировой экономике и погрузила мир в кризис, который в ООН уже назвали худшим со времен Второй мировой войны. Правительства стран столкнулись с невиданными ранее угрозами. Однако ряд криминальных группировок ловко воспользовались вспышкой болезни, чтобы закрепить свои позиции в регионе или распространить собственную пропаганду.

Так, в Сомали боевики «Аль-Шалаб», связанные с «Аль-Каидой», возложили ответственность за распространение пандемии на «силы крестоносцев, вторгшихся в страну», а в Йемене хуситы обвинили Саудовскую Аравию в том, что она сбрасывает с воздуха маски, зараженные COVID-19.

Другие криминальные группировки на фоне пандемии COVID-19 решили даже перенять некоторые функции правительств. Например, мафия в Италии. В соцсетях публикуют видео, как банды доставляют продукты первой необходимости итальянцам в бедных регионах Италии, таких как Кампания, Калабрия, Сицилия и Апулия.

Брат главы сицилийской преступной организации «Коза Ностра» раздавал еду людям в Палермо. Позже он рассказывал, что таким образом занимался благотворительностью. А в Неаполе члены местной мафии «Каморра» наладили доставку пищевых продуктов. После этого полиция усилила свое присутствие в бедных кварталах города.

Итальянские чиновники довольно негативно восприняли такую помощь. Мэр Палермо окрестил членов криминальной организации «вертепом мафиозных шакалов, которые пользуются отчаянием людей, обедневших из-за коронавируса». А министр внутренних дел Италии Лучана Ламорджезе предположила, что таким образом мафия будет пытаться завербовать в свои ряды новых людей.

Во многих странах полицейских из-за коронавируса переводят из провинции в города, и криминальные организации получили возможность беспрепятственно осуществлять свою деятельность на периферии.

На фоне вспышки болезни активизировались картели и в Мексике. В штате Мичоакан члены «Лос Виаграс» раздавали людям пакеты с едой. Картель «Гольфо», в свою очередь, организовал доставку коробок с сахаром, маслом и другими продуктами в штат Тамаулипас. На каждой была надпись «Картель «Гольфо», на поддержку Сьюдад-Виктории».

Аналитики считают, что таким образом банды пытаются сделать вид, что обеспечивают безопасность граждан, хотя одновременно и терроризируют население вымогательствами, похищениями и насилием. Впрочем, иногда эти группы являются «меньшим злом для населения, которому больше не к кому обратиться».

В ряде стран криминальные организации параллельно с правительствами вводят для людей собственные ограничения на массовые собрания и передвижения. Так, в бразильских фавелах члены наркокартелей угрожают, что тех, кого заметят на улицах во время карантина, «научат уважать принятые меры». Подобные сообщения они рассылают в WhatsApp.

Власти Сальвадора ввели одни из самых жестоких ограничений в Латинской Америке. Однако в подконтрольных криминальной группировке MS-13 регионах сейчас действует собственный комендантский час. В банде объясняют такие меры заботой о собственных членах, которые, вероятно, не имели бы доступа к медицинской помощи в случае инфицирования. «Если аппаратов ИВЛ не хватает, а одному из наших парней очень плохо, и есть пожилая женщина в тяжелом состоянии, то врачи отключат члена банды и бросят его умирать».

С коронавирусом решила бороться и экстремистская организация «Талибан», которая действует в Афганистане. Она считает болезнь божьим наказанием за «непослушание» и «грехи человечества». Однако представители движения пытаются остановить распространение патогена и раздают людям мыло, перчатки и маски. Специальные команды рассказывают людям о правилах безопасности в условиях пандемии.

В восточных регионах страны, граничащих с Ираном, власти Афганистана сделали карантин обязательным лишь для тех граждан, у которых во время пересечения границы обнаружили симптомы заболевания. Однако талибы ввели свои правила и отправляют на самоизоляцию всех, кто недавно вернулся из Ирана, где уже зафиксировали более 75 тысяч случаев коронавирусной инфекции. На подконтрольных талибам территориях сейчас отменили все массовые собрания, свадьбы и приказали людям молиться дома, а не в мечетях.

Действия «Талибана» высоко оценили даже в Государственном департаменте США. В сообщении в Twitter чиновники отметили, что одобряют просветительскую деятельность членов организации и то, что они не препятствуют работе медицинских работников и международных организаций в условиях пандемии.

Несмотря на совместную борьбу с коронавирусом, в Афганистане не прекращаются бои правительственных войск с талибами. Один из руководителей группировки Забиула Муджахид говорит, что полностью прекратить атаки талибы не могут, поскольку их «провоцирует» правительство.

В сирийской провинции Идлиб группа боевиков «Хаят Тахрир аль-Шам» использовала пандемию для того, чтобы взять на себя больше властных полномочий. Сейчас группировка, которая выступает как против режима сирийского президента Асада, так и против «Исламского государства», самостоятельно издает приказы на подконтрольной территории.

«Хаят Тахрир аль-Шам» ограничивает массовые собрания, хотя коронавируса в провинции пока нет. Однако специалисты здравоохранения предупреждают, что распространение болезни в переполненных лагерях для беженцев, где практически отсутствует медицинская помощь, может иметь катастрофические последствия.