«У меня большой дом в лесу, нах*я мне эта гостиница?» Два самолета, 309 пассажиров, два отеля и полиция — вот как (странно) украинцев эвакуировали с Бали

Авторы:
Сергей Моргунов, Евгений Спирин, Gleb Gusev
Дата:
«У меня большой дом в лесу, нах*я мне эта гостиница?» Два самолета, 309 пассажиров, два отеля и полиция — вот как (странно) украинцев эвакуировали с Бали

Сергей Моргунов / «Бабель»

После общемирового закрытия границ на индонезийском острове Бали осталось больше тысячи украинцев. Как и туристов из других стран, их решили вернуть домой чартерным рейсом компании SkyUp. Первые рейсы запланировали в ночь на 30 марта. За день до этого, 29 марта, Кабинет министров Украины постановил отправлять на обсервацию всех туристов, которые возвращаются в страну. Первая группа туристов с Бали (около 400 человек) узнала об этом уже в аэропорту города Доха, где у них была пересадка. Пассажирам рейса выдали бланки соглашений и объяснили, что без подписей самолет никуда не полетит. Соглашение, помимо прочего, запрещало общаться с прессой. Пассажиры Тарас Гончаренко, Рада Радмилевич и Ростислав Русаков успели опубликовать фото бланков перед вылетом. Эти посты быстро набрали популярность. В два часа ночи самолет сел в аэропорту «Борисполь». Их встретила Нацгвардия, полиция и люди в костюмах химзащиты. Пассажирам предложили поехать в платный отель «Пуща Конгресс» или в бесплатный «Казацкий». Часть пассажиров остались в самолете, а часть поехали в отели. Отель «Казацкий» был законсервирован, потому людей поселили в холодные номера, с ржавой водой из кранов. Тех, кто отказался от обсервации, оштрафовали и отпустили, некоторые просто сбежали,остальные остаются в отеле до сих пор. Корреспондент «Бабеля» Сергей Моргунов съездил ночью в отель — и вот что он там увидел.

Хроника событий

  1. Спикер парламента Дмитрий Разумков заявил, что с 17 марта Украина закрывает пассажирское сообщение. Президент Зеленский призвал украинцев в течение трех суток вернуться в Украину.

  2. Зеленский попросил Кабмин запретить пассажирское авиа- и автобусное сообщение. 

  3. Кабмин согласился со всеми предложениями Зеленского. «Укрзалізниця» сообщила, что останавливает все пассажирские перевозки с 18 марта.

  4. Кабмин принял постановление об обязательной 14-дневной обсервации всех украинцев, которые возвращаются из-за границы.

Доха — Киев

Украинцам, застрявшим на Бали, украинские консулы предложили добираться в Киев через Катар. Те, у кого был заранее купленный билет авиалиний Qatar Airways с Бали в Киев, смогли его обменять на новый билет с новой датой и прилететь в Доху. Тем, у кого были билеты других авиалиний, пришлось покупать билеты до Дохи по 1000 долларов. Из Дохи в Борисполь пассажиров забрал самолет авиалиний SkyUp. В этом самолете был киевский продюсер Ростислав Русаков.

— Застряли на Бали примерно 1 200 человек. Мы организовались в Telegram-чате. Два дня назад прошла информация, что будет рейс в Украину из Дохи. У многих были билеты Qatar Airways до Киева. Но по ним можно было добраться только в Доху. Оттуда [в Киев] вез SkyUp. Я прождал в Катаре 12 часов. Там загрузили два рейса в Украину, один в 17:30, другой в 18:20. Они должны были лететь одним воздушным коридором.

Билет на рейс Доха — Киев, по словам Ростислава, стоил 300 долларов.

— У кого изначально не было билетов до Катара, тем приходилось покупать их за какие-то дикие деньги — около тысячи долларов. То есть вернуться в Киев суммарно стоило 1 300 долларов.

Сергей Моргунов / «Бабель»

О том, что в Киеве их ждет обязательная обсервация, пассажиры узнали уже в Дохе, на борту самолета, когда он готовился ко взлету. По словам Русакова, им выдали короткое соглашение, которое надо было подписать. Там были указаны две опции: бесплатное проживание в отеле «Казацкий» или платное — в отеле «Пуща Конгресс». Часть пассажиров отказались их подписывать. Самолет простоял на взлетной полосе несколько часов, пока пилоты не уговорили пассажиров подписать, что они «ознакомлены». Вот как об этом «Бабелю» рассказала пассажирка рейса Рада Радмилевич:

— В Дохе мы уже пошли на взлет, как самолет тормознули. На борт поднялся человек, приказным тоном сказал: «Сейчас вы все подпишете [согласие на обсервацию], и потом самолет взлетит». Вот мы и стояли в Дохе три часа. Прилетели в «Борисполь», и оказалось, что пассажиры [на самом деле] не готовы проходить обсервацию. У многих дома, квартиры пустые — какой смысл сидеть в отеле? Мы все были готовы уйти домой на самоизоляцию. Просто нас никто не предупредил заранее.

Самолеты из Дохи приземлились в «Борисполе» почти одновременно — в 02:05 и в 02:30. После этого пассажирам выдали еще одно соглашение, которое они должны были подписать. Многие отказались это сделать.

В это время на взлетную полосу подтянули Нацгвардию и полицию. Самолет оцепили и подогнали к нему автобусы, чтобы отвезти людей в отели — бесплатный «Казацкий» или платный «Пуща Конгресс». Часть пассажиров остались в самолете, отказались вставать со своих мест и выходить. Так они просидели несколько часов.

Позже компания SkyUp выпустила релиз, в котором говорилось, что ни члены экипажей, ни представители авиакомпании не удерживали пассажиров в самолетах. «Авиаперевозчик выполнил свою работу — доставил пассажиров из пункта вылета в пункт прилета. Экипажи оставались на борту самолетов после прилета все время вместе с пассажирами».

Отель «Казацкий»

Сергей Моргунов / «Бабель»

Около четырех утра пассажиры разделились на несколько условных групп. Некоторые согласились ехать в «Казацкий». Другие отказались от обсервации и подписали составленные полицией протоколы об админнарушении. По новым нормам нарушителям придется заплатить от 17 000 до 30 000 гривен штрафа. Русаков и еще около 100 человек решили оставаться в самолете.

— Люди потихоньку сдаются — все устали и согласны на любой отель. Но я не планирую быть в обсервации. Если бы знал, что придется, не покупал бы билеты и оставался бы на Бали без проблем.

В самолете и по дороге в отель в Telegram-чате balitoukraine, который создали пассажиры, они обменивались контактами юристов и обсуждали план дальнейших действий.

— Всех волновала юридическая [сторона] этого постановления [про обязательную обсервацию всех украинцев, которые вернулись из-за границы] — могут ли власти насильно закрывать нас в отеле, санатории или больнице. Особенно тех, у кого нет явных симптомов.

Первый автобус к отелю «Казацкий» подъехал в 05:15, второй через 20 минут. По словам Радмилевич, пассажирам рейса из Дохи к тому моменту так и не объяснили, что происходит.

— Никого, кто бы нас курировал, не было. Мы приземлились в «Борисполе» — увидели Нацгвардию и полицию. Никто не понял, куда нас собираются везти. На наш вопрос: «По чьей команде?», отвечали: «По команде Зеленского».

К шести утра, когда к «Казацкому» приехали первые автобусы, в холле был только охранник. Он подтвердил корреспонденту «Бабеля», что в гостиницу действительно будут селить людей, но никаких других деталей он не знал. Когда первая группа зашла в холл отеля, полиция объяснила, что еду всем желающим родственники могут везти прямо в гостиницу. Спустя несколько минут выяснилось, что передавать напрямую ничего нельзя — только через охрану. Пассажиры начали нервничать и возмущаться.

Сергей Моргунов / «Бабель»

— Наш дом за 600 километров, нам кто еду будет передавать? — возмущается мужчина, они с женой живут далеко от Киева.

— Так вы и сохраняйте дистанцию, я приехал из страны, где вируса нет, — нервно ответил на просьбу полицейского отойти на безопасное расстояние один из пассажиров.

Группа людей отправилась осматривать комнаты отеля. Там, по их словам, было холодно, из крана текла ржавая вода. Некоторые решили заплатить штраф за отказ от обсервации и разъехаться по домам.

— Бл*, да у меня большой частный дом, поехали со мной посмотрите, я там в лесу одна буду, нах*я мне эта гостиница? — говорит женщина, которая не хочет проходить обсервацию и пытается уйти домой.

К восьми часам в отеле осталось около 100 из 200 человек и полиция. Несколько людей без помех просто убежали, не подписав протоколы. В 13:00 Министерство обороны сообщило, что в отель «Казацкий» заселили 100 человек. На остальных составили админпротоколы.

По информации источников «Бабеля», организацией и распределением людей должны были заниматься местные власти. Но решение об обязательной обсервации всех прибывших в страну Кабинет министров принял поздно вечером 29 марта — киевские власти не успели подготовиться, и всем занимался Минздрав. К 17:00 отель оцепили. Около восьми вечера в гостиницу приехал министр инфраструктуры Владислав Криклий. Он предложил сделать всем тесты на коронавирус, подождать результатов до четверга, а затем отпустить всех домой на самоизоляцию.

Сергей Моргунов / «Бабель»